Примерное время чтения: 5 минут
12725

Эксперт о событиях в Киеве: «Любая жертва – это вклад в дело оппозиции»

Сюжет Столкновения протестующих с милицией в Киеве
/ Andrew Kravchenko/Pool / Reuters

Жертвами вновь вспыхнувших боев в центре Киева уже стали несколько десятков человек. Накануне агрессивно настроенная толпа, несогласная с решением Верховной Рады отложить вопрос о внесении поправок в конституцию, пыталась подойти к парламенту Украины, а когда милиция не дала этого сделать, стала прокладывать себе дорогу силой. О том, какую цель сегодня преследует оппозиция, АиФ.ru поговорил с заведующим кафедрой истории стран ближнего зарубежья МГУ Алексеем Власовым.

Алина Гарбузняк, АиФ.ru: Возобновление уличных боев в Киеве, которые сегодня ведутся с особой жестокостью (об этом говорит число жертв) было вызвано тем, что Рада отложила рассмотрение вопроса о возвращении к конституции 2004 года. Понятно, что в изменении конституции заинтересована оппозиция, но почему протестующие, пусть даже радикально настроенные, готовы проливать за это кровь?

Алексей Власов: Изменение конституции не более чем предлог. Радикализация протеста – это часть более общего плана по отстранению от власти Виктора Януковича. Мы видим, что любые попытки противопоставить требованиям оппозиции какую-либо альтернативу в законодательном поле мгновенно транслируются на Майдан, приводят к беспорядкам, хаосу, человеческим жертвам. Так было в январе, так происходит и сейчас.

- Вы считаете, что радикалы на Майдане абсолютно несамостоятельны?

- Внутри оппозиции, конечно, есть несколько лагерей. И хотя Кличко и Яценюк пытаются дистанцироваться от радикальной оппозиции в определенных вопросах, они ее используют как инструмент давления на власть. Завести бойцов, которые и без того на адреналине, – несложная задача. «Майдан» и системная оппозиция, безусловно, связаны.

- Есть ли, по-вашему, прямая связь между публичным, несколько театральным заявлением Яценюка в воскресенье о том, что он отказывается от поста премьера, и тем, что происходит на Майдане сейчас?

- Нет, думаю, никто особо и не верил в то, что власть согласится с теми требованиями, которые Яценюк выставил в связи с формированием кабинета министров. Выступление Яценюка – это часть шоу, а не серьезный фактор, который повлиял на развитие событий.

- Яценюк сделал эти заявления после переговоров с Юлией Тимошенко. Тогда же возникло предположение, что Тимошенко повышает ставки, полагаясь как раз на радикальную часть «Майдана»…

- Это конспирология. Нет доказательств, что Тимошенко сыграла здесь какую-то роль.

- Насколько оправдан был штурм Майдана, на который вчера вечером решилась украинская милиция?

- Это запоздалое решение. Такие серьезные меры нужно было принимать давно, но власть пошла на это только сейчас, да и то в очень осторожной форме. Это показывает нерешительность самого Януковича. Правда, на действия президента Украины влияет позиция Брюсселя и Вашингтона, которые постоянно его одергивают.

- Кто, вероятнее всего, придет к власти на Украине, если события продолжат развиваться по такому радикальному сценарию?

- Это не радикальный сценарий. Сценарий вообще один – отстранение Януковича от власти и разворот Украины в сторону Запада. А кто будет его осуществлять, в чьих руках будет штурвал – Кличко, Тимошенко или Яценюка – для Запада это вопрос вторичный.

- Но отстранение Януковича от власти может произойти уже через год и абсолютно законно. Зачем же сейчас кому-то понадобилось вновь обострять ситуацию?

- Янукович – мастер кулуарных интриг, и у оппозиции нет большой уверенности, что к выборам не сложится такая ситуация, когда ему удастся дискредитировать и Яценюка, и Кличко, как это было в 2010 году с Тимошенко. Поэтому ясно, что они хотят решить этот вопрос в неконституционном, неправовом поле, а потом уже его легитимировать через поддержку Запада. Дождаться выборов и играть с Януковичем и Партией регионов в политтехнологи, думаю, не хватит харизмы ни у кого из оппозиции.

- Как вы считаете, увеличение числа жертв на Майдане – это тоже часть большого плана?

- Любая жертва – это символический вклад в дело оппозиции, потому что будут обвинять во всем власть, говорить, что нужно применить против Януковича санкции, а такие призывы уже звучат. Так что это тоже часть той игры, о которой идет речь. Впрочем, дальнейшая радикализация протеста опасна и для Запада. Когда на Майдане начинают проявлять себя уже откровенно фашистские, неонацистские силы, это идет не в плюс оппозиции и ее западным спонсорам. Но в целом, если Майдан завершится успехом, от этого выиграет Запад. Их устроит любой президент, который подпишет договор об ассоциации и зафиксирует разворот в сторону Евросоюза. Выиграет ли Украина – в этом я сомневаюсь.

- Выиграет ли Запад, если произойдет раскол Украины?

- Я пока не вижу особого стремления восточных регионов к обособлению, кроме Крыма, наверное.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах