Примерное время чтения: 7 минут
24633

Воспитание ненависти по-украински

Сюжет Силовая операция на востоке Украины
Андрей Сидорчик.
Андрей Сидорчик. АиФ

Январское пророчество Алексея Венедиктова

То, что Украина имеет все шансы захлебнуться в крови жертв гражданской войны, стало очевидно ещё в январе 2014 года, когда в Киеве пролилась только первая кровь. Это весьма наглядно стало понятно из беседы главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова с журналистами «Громадске ТВ». Та беседа наделала много шума, но далеко не все обратили внимание на её ключевые моменты. Позволю себе привести отрывок из стенограммы:

Алексей Венедиктов: Вы стояли и стоите на грани острого гражданского противостояния, не скажу гражданской войны…

Богдан Кутепов: Это не противостояние граждан…

Венедиктов: Вы меня извините, но и полковник «Беркута» — гражданин Украины, и ваши «титушки» — граждане Украины, или вы их уже лишили гражданства?

Кутепов: Это люди без гражданской позиции…

Венедиктов: Это граждане одной и той же страны. Мы знаем из опыта гражданской войны, что начинается, когда одни кричат, что «красные» — не граждане этой страны, другие хотят «белых» выкинуть. Ну выкиньте их… А куда? Полстраны голосовало за Януковича, и полстраны — за Тимошенко. Ну делите, если хотите… За Януковича голосовало 11 миллионов человек. Вы полстраны лишаете права голоса. Это ваши соседи, с которыми вы вместе убираете двор от снега. И если вы не думаете, как он, а он не думает, как вы, это не повод стрелять друг в друга и кидать «коктейли Молотова»… Это гражданское противостояние. Если вы этого не признаёте, значит, оно будет накаляться.

Кутепов: Власти не признают требования людей…

Венедиктов: А почему надо признавать требования людей, которые представляют половину населения?

Кутепов: Может быть, вы просто немножко завидуете, что в России такое невозможно?

Венедиктов: Мы переживали подобное и в 1991-м, и в 1993-м. Меня в моей жизни дважды выводили на расстрел, и я знаю, что такое гражданское противостояние.

Кутепов: Я не готовился к такому напору.

Венедиктов: Я только отвечаю на ваши вопросы. Это ваша страна. Вы можете перерезать и выгнать половину населения, это ваше право.

Как готовили гражданскую войну

Вряд ли Алексей Алексеевич Венедиктов, бросая эту фразу в полемическом запале, мог предположить, насколько, к огромному сожалению, верной она окажется.

В ходе той беседы Венедиктов несколько раз выводил украинских коллег на вопрос, что делать с теми, кто не разделяет цели Евромайдана. Ответы были весьма расплывчатые и в большинстве сводились к тому, что те, кто против, — наёмники, «титушки», люди, «продающие будущее за 200 гривен». Короче говоря, граждане, которые не идут ни в какое сравнение с теми, кто разделяет идеалы Евромайдана.

Подобная воинствующая нетерпимость никак не вязалась с разговорами о «европейском выборе» Украины. Зато очень хорошо вязалась с риторикой праворадикалов, которые и стали ударной силой февральского переворота и всех последующих событий на Украине.

К чему я так подробно об этом говорю? К тому, что почву для массовых убийств, сожжения людей в Одессе, почву для карательного похода на восток Украины подготовили не только политики, но и украинские журналисты, старательно превращая часть граждан собственной страны в «людей второго сорта», мусор, мнением которого можно пренебречь и от которого нужно избавиться любыми способами.

Неважно, делали ли они это за щедрую мзду или по зову души. Меня не очень волнуют мотивы зачинателей Евромайдана от журналистики — достаточно видеть результат.

И дело не только в тысячах убитых, дело не только в захоронениях с десятками и сотнями выпотрошенных трупов, дело не только в бесчисленном количестве искалеченных гражданской войной жизней…

Дело в том, что запущенный тогда маховик никто на Украине и не думает останавливать. О примирении, о признании ошибок, об ответственности речь даже не идёт.

Большинство на Украине не признаёт собственной ответственности за гражданскую войну, предпочитая ей миф о «российской агрессии».

На Украине не думают о том, как врачевать раны, — там думают о том, как перевооружить армию для нового похода на «Луганду» и «Донбабве». Это не мной придуманные названия — так воспринимают и так относятся к жителям Восточной Украины «правильные украинцы».

И ни одна серьёзная политическая сила Украины, ни одно крупное СМИ не пытается изменить эту тенденцию.

Продолжение следует

Политики играют в перемирие, рассказывая о благотворном влиянии минских договорённостей, о возвращении беженцев.

Они то ли не понимают, то ли делают вид, что не понимают, всю глубину той пропасти, куда рухнула Украина.

В январе 2014 года российский журналист Венедиктов наглядно показал украинским коллегам всю развернувшуюся перед ними перспективу.

И никто ведь не ужаснулся. Они и вправду решили, что россияне им завидуют.

Допускаю, что часть тех, кто выходил на давешний «Марш мира», действительно завидует. Однако, слава богу, в России подобного рода «активисты» не оказывают серьёзного влияния на общество.

На Украине полностью господствует воинственная риторика. Даже в речах тех, кого с некоторых пор в России стали причислять к «миротворцам».

«Правильные» украинцы по-прежнему жаждут убивать украинцев «неправильных». А заодно и москалей, которые, как известно, вообще не люди, а «рабы Путина».

Преобладание подобных настроений — проблема куда большая, чем американская поддержка карательной акции на востоке Украины.

И поддержка кончится, и санкции исчезнут, а ненависть, посеянная на Украине, останется.

Когда-то французский маршал Фош, узнав об условиях договора, венчавшего окончание Первой мировой войны, заметил: «Это не мир, а перемирие на 20 лет». Фош не ошибся.

Учитывая нынешние украинские реалии, рассчитывать на двадцать лет перемирия не приходится. Новые реки крови прольются значительно раньше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (62)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах