Во сколько раз чиновники богаче других россиян?
Недавние сокращения зарплат чиновников - шаг правильный, но явно недостаточный для того, чтобы продемонстрировать, что бюрократический аппарат делит с народом все тяготы кризисного времени. Ведь даже урезанные заработки чиновников по-прежнему гораздо выше средних в стране. На сколько?
Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем:
- Тот, кто сидит в кресле, отрывая иногда зад и получая при этом в 2 раза больше, чем шофёр в автобусе, который вечером от пота мокрый, - он и средней зарплаты не стоит. В сталинское время начальники тоже очень хорошо зарабатывали, но к 35-40 годам они помирали от разрыва сердца. Вот если человек работает так, что в 40 лет заработает инфаркт, то, наверное, такая большая зарплата оправданна.
Вообще, дешёвый госаппарат дорого обходится. Высокая зарплата, конечно, не гарантия от коррупции, но, если новый человек не завязан в коррупционные схемы и ему сразу дать хорошую зарплату, он в них и не завяжется.
Другое дело - чиновников у нас много. На сотню человек, получающих по 200 тыс. руб., есть дикое количество госслужащих, кто живёт на копейки и ищет подработку. Значительное количество чинуш можно сократить и поднять зарплату оставшимся. Тогда разрыв в зарплатах со средней по региону будет ещё больше, но общая сумма затрат уменьшится.
Кстати, за границей чиновники тоже себя не ограничивают. Но, например, в США избираемые политики получают намного больше чиновников. И там есть система ответственности. К тому же врачи, учителя на Западе получают гораздо больше среднего - это элита. И политику выбраться в какой-нибудь местный орган власти в тех же США без поддержки врача - даже не надо пытаться и зря деньги тратить.
Читайте также: Дорогие наши. Депутаты готовы получать «всего» 360 тысяч рублей
Николай Харитонов, глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока:
- Я много лет был директором совхоза. Зарплата нам - и директору, и агроному, и инженеру, и пр. - всегда считалась от производства валовой продукции в сопоставимых ценах. Понятно, что всё зависит от меры ответственности.
Мои 270 руб. - это была великолепная зарплата, но я отвечал за всё в совхозе: от рождения до похорон, от посевной до урожая. Так же должно быть и в наших регионах сегодня. То есть зарплата должна начисляться от конкретного результата. Платить надо за дела.
Но у нас чуть более 10 регионов-доноров, все остальные дотируются. Так что надо ещё и учитывать те задачи, которые регион выполняет. Минфин должен всё это рассчитывать, чтобы платить не по уравниловке, а за работу.