Российский самолет МС-21 в цифрах и фактах. Справка
Новый отечественный лайнер МС-21 (магистральный самолёт 21-го века) успешно проходит лётные испытания. Самолёт совершает полёты продолжительностью по несколько часов, поднимается на высоту свыше 10 тысяч метров, достигает скорости более 950 километров в час. Между тем, корпорация «Иркут» строит ещё несколько опытных машин, которые подключатся к лётным испытаниям.
При создании МС-21 использованы самые передовые технические решения, которые обеспечивают повышенный комфорт пассажирам и привлекательные экономические характеристики авиакомпаниям. Самолет покрывает маршрутную сеть России в своем классе на 100%.
Головной исполнитель программы — ПАО «Корпорация «Иркут». Основные российские участники: ведущие предприятия ОАК, Госкорпорация Ростех. В рамках программы в России созданы новые высокотехнологичные компании, в частности, «Аэрокомпозит», «ОАК-Центр комплексирования».
В настоящее время первый опытный самолет проходит летные испытания, вторая машина находится в ЦАГИ для проведения статических испытаний. На Иркутском авиазаводе строятся еще четыре самолета. Начиная со следующего года, они будут поэтапно подключаться к испытаниям.
Таймлайн создания
- Июль 2007 г. — правление Объединённой авиастроительной корпорации принимает решение о начале работ по программе создания самолёта МС-21, разработчиком определена корпорация «Иркут».
- Август 2007 г. — корпорацией «Иркут» представлена концепция и бизнес-план проекта МС-21 как семейства ближне-среднемагистральных самолётов.
- В 2008 году началось полномасштабное госфинансирование программы. Объявлены тендеры на разработку и поставку систем для МС-21.
- В 2009-2010 гг. утверждены эскизный проект, приняты ключевые технические и технологические решения, начаты испытания отдельных конструктивно-подобных образцов.
- 2013 год — завершена разработка рабоче-конструкторской документации на базовую версию, начато освоение производства самолёта.
- В 2014-2016 годах проведено техническое перевооружение российских предприятий — участников программы МС-21. Наиболее глубокая модернизация производства прошла на Иркутском авиазаводе. Созданные новые автоматизированные линии агрегатной и окончательной сборки обеспечивают высокое качество изготовления самолетов.
- 8 июня 2016 г. состоялась выкатка первого опытного самолета МС-21-300, предназначенного для летных испытаний.
Испытания самолета
В рамках программы МС-21 реализуется комплекс наземных испытаний. На более чем 100 стендах, включая 7 интеграционных, проводятся испытания и отработка самолетных систем, бортового оборудования и элементов конструкции самолетов. Осуществлен беспрецедентно большой объем прочностных испытаний (в основном в ЦАГИ), так как значительная часть конструкции планера изготовлена из полимерных композиционных материалов.
Свой первый полет новейший пассажирский МС-21-300 совершил 28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода. Лайнер пилотировали летчики-испытатели, герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев.
В ходе активных летных испытаний расширены эксплуатационные диапазоны по высоте, скорости и массе. На сегодняшний день самолет достигает высоты 10 000 м и скорости свыше 900 км/час. Результаты испытаний подтверждают правильность конструкторских решений.
Для подготовки летчиков в учебном центре компании «Аэрофлот» введены в строй первые тренажеры. На тренажерах тестируется система управления самолета.
Новые системы, технологии и материалы
МС-21 включил в себя новейшие мировые разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. При производстве самолета используются современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции.
Значительный вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета вносит крыло из полимерных композиционных материалов(ПКМ), впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 — свыше 30% — уникальна для этого класса лайнеров.
В мировой гражданской авиации, кроме МС-21, есть всего три самолета, у которых крылья изготовлены из ПКМ. Это Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries. Главное преимущество деталей из ПМК — устойчивость к коррозии и распространению повреждений.
Для повышения конкурентоспособности самолет МС-21 впервые в российской практике предлагается заказчикам с двумя типами двигателей нового поколения — американским PW1400G или российским ПД-14. Оба двигателя обладают уменьшенным расходом топлива и низким уровнем шума и эмиссии вредных веществ.
Фюзеляж и комфорт
МС-21-300 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов — 4,06 м. Проход между креслами составит от 50,55 см. до 57,15см (в зависимости от вида кресел) Это позволяет спокойно ходить по самолету во время сервисного обслуживания в полете, а также расходиться двум пассажирам во время посадки и высадки. Самолет МС-21 предоставляет авиакомпаниям уникальную возможность сократить время оборота в аэропорту на 20%.
Багажные полки вмещают больше ручной клади стандартного размера. Также может быть размещена объемная ручная кладь, в том числе колесные сумки габаритных размеров 24"x18"x10″ (609×457×254 мм) и удлиненные предметы.
Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. Новые системы позволяют поддерживать комфортное для пассажиров давление воздуха и обеспечивают улучшенный микроклимат. Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.
Характеристики
- Длина самолета МС-21-300 — 42,3 м.
- Размах крыла — 35,9 м.
- Дальность полета — до 6000 км.
- Максимальная заправка топливом — 20 400 кг.
- Максимальная взлетная масса — 79250 кг.
- Максимальная коммерческая нагрузка — 22 600 кг.
Рынок
Потребность только российских авиаперевозчиков на 20 лет — около 800 среднемагистральных самолетов.
Заказы
Портфель твёрдых заказов на самолёты семейства МС-21 составляет 175 лайнеров. Кроме того, подписаны соглашения о намерениях ещё на более чем 140 самолётов.
Правительство России совместно с ОАК разработали меры по поддержке продаж.
Конкуренты
Ремоторизированные версии Boeing-737 MAX и Airbus A320neo.
Возможности
Программа МС-21 позволила вывести предприятия на новый технологический уровень и обеспечить профессиональный рост специалистов.
В России сформирована и получила развитие научная, производственная база для перспективных авиационных проектов.
Кстати
Генеральному конструктору и Первому вице-президенту ПАО «Корпорация «Иркут» Олегу Демченко 13 октября исполняется 73 года. С чем его редакция «АиФ» искренне поздравляет.