Примерное время чтения: 11 минут
3351

Странствия памятников: 6 московских монументов и их путешествия

Сюжет Экскурсии по Москве
Страстная площадь. 1931 год.
Страстная площадь. 1931 год. / Branson DeCou / Commons.wikimedia.org

15 августа 1950 года памятник Пушкину перенесли через улицу Горького (Тверскую), развернули на 180 градусов и установили на привычном для современных москвичей месте. АиФ.ru вспоминает историю путешествия известных скульптур по столице.

Пушкин на месте колокольни

Именно памятники формируют «лицо» города, дают имена улицам и площадям. Хороший тому пример — Пушкинская площадь, которая десятилетиями называлась Страстной из-за располагавшегося там Страстного монастыря. Созданный на народные деньги памятник главному русскому поэту был установлен напротив монастыря в 1880 году, в начале Тверского бульвара. Место было выбрано не случайно: поэт любил здесь прогуливаться. Пушкинской площадь стала только в 1937 году, в связи со столетием со дня смерти поэта. Годом позже монастырь был снесён, а 15 августа 1950 года по личному указанию Сталина памятник перенесли через Тверскую и установили на месте, где когда-то стояла колокольня обители, развернув на 180 градусов.

Памятник Александру Пушкину. Открытка 1890 1905 годов
Памятник Александру Пушкину. Открытка 1890–1905 годов. Фото: Commons.wikimedia.org / Strastnoy

Хмурый гражданин Минин

С идеей о создании монумента Минину и Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в 1612 году, выступило Вольное общество любителей словесности в начале XIX века. Установить его планировалось в Нижнем Новгороде, там, где было собрано ополчение. В 1808 году был издан императорский указ о подписке на сбор денег по всей России на памятник, и вскоре необходимые средства были собраны, а имена подписчиков напечатаны и обнародованы. Высочайшим повелением было решено установить памятник в Москве. Открыть монумент планировалось в 1812 году, в честь юбилея победы, но этому помешала Отечественная война. В итоге памятник был открыт только в 1818 году. Место для него выбрал сам скульптор Иван Мартос: в центре Красной площади, у входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа). В 1931 году памятник передвинули к собору Василия Блаженного. По официальной версии, его посчитали помехой для демонстраций и парадов на площади. По неофициальной — кому-то из партийной верхушки не понравилось суровое выражение лица гражданина Минина, который указывал правой рукой на мавзолей Ленина, а левой передавал меч князю Пожарскому.

Манифестация возле памятника в первые дни Первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади
Манифестация возле памятника в первые дни Первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914. Фото: Commons.wikimedia.org / А. Савельев

Весёлый Гоголь, грустный Гоголь

Идея установки в Москве памятника Гоголю появилась во время Пушкинских торжеств в честь открытия монумента поэту в 1880 году. Начали собирать деньги — это растянулось на 16 лет. Однако на этом дело встало: после двух конкурсов не нашлось проекта памятника, достойного писателя. Близился юбилей Гоголя, и в 1906 году создание проекта памятника было доверено знаменитому скульптору Николаю Андрееву. В качестве экспертов были приглашены архитектор Фёдор Шехтель, который разработал пьедестал и окружающее оформление, художник Валентин Серов и артист Малого театра Александр Ленский. Главное условие было следующее: если хотя бы одному из экспертов проект не понравится, то он будет отклонён. Комитет принял проект единогласно.

Памятник Н. В. Гоголю
Памятник Н. В. Гоголю. Фото: Commons.wikimedia.org

После открытия в 1909 году монумент произвёл глубочайшее впечатление на современников. Николай Андреев сломал привычный принцип создания памятников, согласно которому знаменитых людей было принято изображать во всем их величии. Он изобразил Гоголя в последние дни жизни, сломленного, усталого, находящегося на грани безумия. Глядя на барельефы на пьедестале памятника, изображающие сцены из его произведений, он как бы раздумывает, жечь ли второй том «Мёртвых душ». После Октябрьской революции памятник было решено сохранить в качестве символа жестокого буржуазного режима, который уничтожил Великого русского писателя. Но со временем упаднический монумент перестал устраивать власти. По легенде, его сильно недолюбливал Сталин, которому приходилось регулярно проезжать мимо него по дороге из Кремля на Кунцевскую дачу. Достоверность этой истории проверить нельзя, но совершенно точно: без одобрения вождя убрать прежний памятник и установить новый не могли. В 1951 году старый монумент перенесли в Донской монастырь, а через год на его месте появилась новая статуя работы Николая Томского. В нём не было ничего революционного, в сравнении с памятником Андреева, но зато Гоголь выглядел здоровым, полным сил и с улыбкой на лице. В официальной прессе публиковались только положительные отзывы о новом Гоголе, однако в народе сразу разошлась эпиграмма: «Юмор Гоголя нам мил,/Слёзы Гоголя — помеха./Сидя, грусть он наводил,/Пусть теперь стоит — для смеха!».

В 1959 году, после смерти Сталина, было решено вернуть назад, в центр Москвы памятник работы Андреева. Однако в этот раз новый монумент решили не убирать: памятник установили в сквере дома номер 7. С тех пор Москва и стала единственным городом мира, где на таком близком расстоянии друг от друга установлены памятники одному писателю, весёлому и грустному Гоголю. К юбилею писателя, в 2009 году, появились призывы вернуть памятник Андреева на его «законное» место. В 2014 году за это проголосовала комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме. В то же время, что делать с памятником работы Томского, пока не решено.

Рабочий и колхозница в Париже

Монумент Рабочему и Колхознице создавался специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Созданный по проекту Веры Мухиной, монумент весом 185 тонн и высотой около 33 метров вместе с постаментом для перевозки в Париж разобрали на 65 частей, которые поместили в 28 железнодорожных вагонах. В Париже монумент собирали российские инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики, в помощь которым наняли французских рабочих. Всего на монтаж статуи ушло 11 дней. Монумент стоял в советском павильоне прямо напротив немецкого, на крыше которого был орёл, символ Третьего Рейха. После выставки скульптуру сначала планировали отдать на переплавку, но она слишком понравилась парижанам: ходили разговоры о том, чтобы оставить её в столице Франции. Но всё же монумент было решено вернуть в СССР. Для этого его расчленили на 44 части. В Москве выяснилось, что памятник был повреждён во время транспортировки: на его восстановление потребовалось 8 месяцев. После этого его водрузили на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ВДНХ).

Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже. 1937 год
Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже. 1937 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Bundesarchiv Bild

Бедный, бедный Феликс

Памятник основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому был воздвигнут напротив здания ОГПУ-НКВД-КГБ СССР в 1958 году. Сама площадь была названа в честь Дзержинского ещё в 1926 году, после его смерти. Памятник был безусловной доминантой на площади: один только вес изваяния составлял 11 тонн. С художественной точки зрения он не особенно выделялся на фоне многих других советских памятников и запомнился больше всего тем, как его сносили в 1991 году. Кадры свержения с пьедестала «Железного Феликса» под радостные крики толпы облетели весь мир и стали символом конца советской эпохи. После того, как страсти улеглись, статую отвезли к новому зданию Третьяковской галереи, где он пролежал до 1994 года, пока его не было решено установить в Парке Искусств МУЗЕОН за ЦДХ. На протяжении 2000-х годов нередко возникали предложения вернуть Дзержинского на прежнее место, но каждый раз они отклонялись городскими властями.

Памятник на Лубянской площади перед демонтажем 22 августа 1991 года
Памятник на Лубянской площади перед демонтажем 22 августа 1991 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Владимир Федоренко

Лужков-дворник

Статуя под названием «Дворник» скульптора Зураба Церетели долгое время была установлена на почётном месте у входа в музей современного искусства в Москве. В чертах дворника явно угадывался прототип, тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. К тому же, по рассказам экс-градоначальника, в бытность студентом он подрабатывал дворником. После смены московских властей скульптура некоторое время продолжала стоять на прежнем месте, но потом она была перенесена в Галерею Искусств на Пречистенке и установлена на менее заметном месте. Сам скульптор объяснил это тем, что изваяние дворника находилось в музее в рамках временной экспозиции, и её перемещение никак не связано со сменой московских властей.

Памятник Лужкову-дворнику
Памятник Лужкову-дворнику. Фото: КудаГо
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах