aif.ru counter
11832
Рейтинг вопроса
-1
+ -

История и традиции иудейского праздника Пурим (14.03.2014)

Категория:  Праздники
Ответ редакции

Последнее обновление - 27.02.2015 г.

Иудейский праздник Пурим, установленный в честь избавления евреев Персии от гибели, в 2015 году выпадает на 5 марта. Пурим начинают отмечать накануне — с заходом солнца 4 марта. Завершаются празднования в этом году 6 марта.

Название праздника Пурим происходит от слова «пуру», что значит жребий.

Откуда пошла традиция праздновать Пурим?

События Пурима описываются в ветхозаветной Книге Эсфири. Евреи называют этот свиток Мегилат Эстер.

События, описанные в Книге Эсфири, действительно происходили во время правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса или Ксеркса I), правившего с 486 по 465 гг. до н. э. В те времена еврейский народ находился в пленении и был рассеян на огромной территории персидской империи, простиравшейся от Индии до Эфиопии и охватывавшей 127 областей.

Согласно Книге Эсфири, персидский царь Ахашверош устроил в столице государства — городе Сузах (Шушан) — большой пир, после которого захотел показать всем красоту своей жены, царицы Вашти (Астинь). Царица отказалась выйти к гостям, чем глубоко оскорбила царя.

Тогда по повелению Ахашвероша во дворец было доставлено множество красивых девушек со всей страны и из многих он удостоил внимания Эсфирь — девушку еврейского происхождения, сироту, которая выросла в доме своего двоюродного брата Мардохея. Так Эсфирь стала царицей, но не открыла мужу свои еврейские корни.

Ахашверош и Аман на праздник Эстер. Рембрандт. 1660
Ахашверош и Аман на праздник Эстер. Рембрандт. 1660. Фото: Commons.wikimedia.org

Мардохей узнал, что на царя Ахашвероша собирались совершить покушение. Через Эсфирь он предупредил царя и так спас ему жизнь.

Царь сделал своим первым советником лютого врага всех евреев Амана (Хамана), род которого, согласно иудейскому преданию, происходил от кочевников-амалекитян, исторических врагов Израиля. Перед Аманом в страхе и почтении склонял голову каждый житель царства, кроме еврея Мардохея. Все вокруг недоумевали и удивлялись его безрассудству, «…ибо он сообщил им, что он Иудеянин*». Есф. 3:4

Аман затаил злобу на Мардохея и решил отомстить не только ему, но и всему еврейскому народу. Он бросил жребий** с целью определить день истребления всех евреев, живущих в империи. А потом с помощью интриг добился от царя указа уничтожить всех евреев Персии в выбранный по жребию день — 13 день месяца Адар***.

Мардохей сообщил об этом Эсфири и призвал заступиться за свой народ. «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты достигла достоинства царского». Есф. 4:13(2)–14.

Эсфирь и Мардохей, работа ученика Рембрандта, Арента де Гельдера. 1685
Эсфирь и Мардохей, работа ученика Рембрандта, Арента де Гельдера. 1685. Фото: Commons.wikimedia.org

Согласно иудейскому закону, появление перед царём без царского приглашения грозило смертью даже царице. Но Эсфирь сама явилась к царю после трёхдневного поста и молитв, попросив всех евреев в городе тоже совершить трёхдневный пост и молитву.

Царь Ахашверош благосклонно отнёсся к неожиданному появлению Эсфири. Тогда царица Эсфирь смиренно пригласила его вместе с Аманом на пир.

На пиру царь Ахашверош пообещал, что выполнит любое желание супруги. Тогда Эсфирь раскрыла своё происхождение и просила защитить свой народ от истребления, задуманного Аманом. Ахашверош разгневался и приказал казнить Амана на виселице, которую тот уже успел приготовить для Мардохея.

Поскольку царский указ об уничтожении евреев не мог быть отменён, Ахашверош разрешил Мардохею написать новый указ о том, что живущие в Персии евреи должны встать на защиту своей жизни: «И написал он от имени царя Артаксеркса, и скрепил царским перстнем, и послал письма чрез гонцов на конях, на дромадерах и мулах царских, о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жён, и имение их разграбить…». Есф. 8:10–11

Триумф Мардохея. Питер Ластман. 1624
Триумф Мардохея. Питер Ластман. 1624. Фото: Commons.wikimedia.org

13 числа месяца Адара, в день, определённый Аманом по жребию, евреи всей империи истребили тысячи своих ненавистников (текст говорит о более чем 75 тысячах убитых, в их числе — десять сыновей Амана), но «к добыче не протянули они руки свои». Есф. 9:15.

На следующий день после победы евреи праздновали своё чудесное спасение. Мардохей стал первым советником царя, а Пурим — праздником, установленным ими в память о спасении иудеев Персии от руки врагов.

Как празднуют Пурим?

Пурим — особый день среди упоминаемых в Библии праздников еврейского народа, его отмечают в атмосфере лёгкости и веселья. В этот день не принято сдерживать свою радость.

Нигде в Библии не говорится, что Бог заповедал праздновать Пурим. В Книге Эсфири так и сказано:

«И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним, о том, чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его…». Есф. 9:20–21.

«Постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в своё для них время, каждый год, и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды, в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их». Есф. 9:27.

Так как о Пуриме ничего не говорится в Торе****, то в этот день не воспрещается работать.

В синагогах во время празднования Пурима читают свиток Эсфири, при этом при произнесении имени Амана присутствующие поднимают шум с помощью свиста и трещоток, чтобы никто не слышал этого имени.

Это весёлый праздник, в который принято одеваться в карнавальные костюмы, пить много вина, дарить друг другу сладости и давать деньги бедным.

В этот день евреи пекут сладкие треугольные пирожки, которые называются «уши Амана». Для начинки используют мак, орехи или сухофрукты в память об Эсфири, которая при дворе Ахашвероша ела только фрукты и орехи, потому что во дворце готовили некошерную пищу.

Гоменташн, уши Амана
Гоменташн, «уши Амана». Фото: Commons.wikimedia.org / Yoninah

* Иудей, иегудим — на иврите означает «поклонник Единого Бога».

** Жребий — от аккадского «пуру» (жребий).

***Адар (ивр. אֲדָר‎) — это двенадцатый месяц библейского и шестой месяц гражданского года в еврейском календаре; месяц приходится на март – апрель.

**** Тора (ивр. תּוֹרָה‎) — учение, закон.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы