Что такое «Могучая кучка» и кто в неё входил?
«Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Название кружку дал критик Владимир Стасов, союз также называли «Новой русской музыкальной школой» или Балакиревским кружком. За границей его именовали «Русской пятёркой».
Кто входил в «Могучую кучку»?
В «Могучую кучку» вошли пять талантливых русских композиторов: Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик и литератор Владимир Васильевич Стасов.
Кружок основали Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Римский-Корсаков и Бородин.
Что объединило этих композиторов?
Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Члены кружка стремились найти новые формы творчества и сделать музыку более близкой и понятной широкой публике. Интересы русского народа стали главной темой в творчестве членов кружка Балакирева. Сказки, эпос, национальная история и народный быт оказались источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов. Воплощением такого подхода стали, в частности, их оперы: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского.