5 самых известных фрагментов из произведений Рихарда Вагнера (22.05.2013)
Рихард Вагнер вошел в историю как гениальный и противоречивый композитор, драматург, философ и теоретик искусства, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру. Его музыка популярна и по сей день. АиФ.ru вспоминает самые известные произведения композитора.
«Полет валькирий»
Наверное, каждый хотя бы раз в жизни слышал «Полет валькирий» Вагнера. Он звучит в начале третьего действия оперы «Валькирия», входящей в цикл опер «Кольцо нибелунга». Основой для этого цикла послужила средневековая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах».
Когда в опере звучит «Полет валькирий», девы-воительницы, сестры валькирии Брюнхильды, мчатся по грозовому небу на своих могучих конях сопроводить в Вальхаллу героев, павших на поле битвы.
«Полет валькирий» любят использовать в кинематографе и на телевидении. Этот отрывок из оперы звучал во многих голливудских фильмах, среди которых, например, картина Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
«Свадебный хор (марш)»
В Западной Европе и Америке на свадьбах всегда исполняется «Свадебный хор» Вагнера из оперы «Лоэнгрин». Традиционно он звучит в начале церемонии, когда выходит невеста. Часто это произведение Вагнера ошибочно называют «Свадебным маршем».
Очень часто «Свадебный хор» исполняется вместе с «Маршем Мендельсона», хотя в жизни Мендельсон и Вагнер были врагами, поскольку первый по происхождению был евреем, а второй являлся убежденным антисемитом.
Опера «Лоэнгрин», в которой звучит «Свадебный хор», была написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. В основе оперы – борьба добра и зла, рыцаря Лоэнгрина и брабантского графа Фридриха. Лоэнгрин спасает оклеветанную Фридрихом дочь герцога Брабанта Эльзу и берет ее в жены при условии, что она никогда не будет спрашивать о его происхождении.
«Свадебный хор» звучит в начале третьего действия оперы, когда хор славит новобрачных Лоэнгрина и Эльзу. Однако же хэппи-энда в опере нет – Эльза, мучаясь в сомнениях, нарушает свое обещание и спрашивает Лоэнгрина о том, кто же он. Он вынужден рассказать, что является рыцарем Чаши Святого Грааля, после чего покидает Эльзу, и она умирает от горя.
Современным людям не всегда интуитивно понятна мотивация героев средневековых эпосов, в легенде о Лоэнгрине не дается конкретного ответа, почему именно он ставит возлюбленной такое условие. Известно, в средневековых кельтских и нормандских легендах Чаша Святого Грааля считалась той самой чашей, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран Иисуса, когда его распяли на кресте. В Средневековье рыцари безуспешно искали Грааль, поскольку считалось, что испивший из него получит прощение грехов и вечную жизнь.
Вступление к опере «Лоэнгрин»
Известно и популярно среди поклонников классической музыки вступление к этой опере. В ней Вагнер отказался от увертюры, обобщающей все содержание оперы, и вместо этого передал во вступлении образ главного героя.
Рыцарь Святого Грааля Лоэнгрин в прелюдии предстает идеалом благородства. Его тема отличается удивительной чистотой и гармонией, в начале и в конце ее исполняют скрипки в высочайшем регистре.
Еще Чайковский считал вступление к «Лоэнгрину» «самым вдохновенным сочинением» Вагнера.
Увертюра к опере «Тангейзер»
Это произведение Вагнера не так известно широким массам, однако невероятно популярно среди любителей классической музыки и часто входит в программы симфонических концертов. Публика любит оперу «Тангейзер», хотя сам Вагнер считал ее своей худшей.
В основе оперы лежит средневековая легенда о состязании певцов, в котором принимает участие рыцарь и певец Генрих Тангейзер.
Увертюра предваряет оперу и является квинтэссенцией всего, что Вагнер хотел в ней показать, а показать он хотел противостояние духовного и чувственного начал. Духовное начало выражено в образах пилигримов и невесты Тангейзера Елизаветы, чувственное – в образе богини Венеры, в гроте которой какое-то время находился Тангейзер.
Увертюра состоит из трех частей. Начинается она с хора пилигримов. Вторая часть ей резко контрастна, это тема Венеры. Завершается увертюра репризой – снова звучит тема пилигримов.
Увертюра «Фауст»
Увертюра «Фауст», навеянная знаменитым произведением Гете, считается одним из выдающихся произведений раннего периода творчества Рихарда Вагнера. Первоначально Вагнер планировал написать симфонию по «Фаусту», однако с ней не сложилось, и увертюра осталась самостоятельным произведением.
Как и большинство произведений классической музыки, увертюра написана в трехчастной форме. В ней передан мятущийся дух Фауста, за который борются Господь и Мефистофель. Вагнера, который и сам был полон противоречий, не мог не интересовать этот образ.
...Почему режиссеры взялись за старые пьесы? ...Почему режиссеры взялись за старые пьесы?
...Зачем состарили Онегина? ...Зачем состарили Онегина?
Чем Большой театр отличается от Малого?
Что такое «Могучая кучка» и кто в неё входил?