Что такое флешмоб?
Флешмоб (англ. flash mob, flash — вспышка, mob — толпа, дословно — мгновенная толпа) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Участники таких акций называются мобберами.
В настоящее время появилось большое количество видов флешмобов. Многие уже не проводятся в общественном месте, участники акций выполняют действия поодиночке в разное время, снимают это на камеру и выкладывают в сеть, ставя определенные хэштеги.
Первый флешмоб прошел 17 июня 2003 года в Нью-Йорке. Его организовал редактор журнала Harper’s Билл Уосик. Более 150 незнакомцев собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага Macy’s и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Йорка и пришли купить «коврик любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе.
Самый массовый флешмоб состоялся 8 сентября 2009 года в Чикаго на открытии 24-го сезона знаменитого шоу Опры Уинфри с концертом знаменитостей. Под живое выступление американской группы Black Eyed Peas мобберы исполнили танец-сюрприз, поставленный хореографом Майклом Грейси. Толпа из 21 тысяч человек настолько поразила Опру, что она стала снимать все это на камеру мобильного телефона и еще долго не могла сдержать эмоции, признаваясь в любви жителям города. Данный флешмоб был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый массовый.
Зачем проводятся флешмобы?
Зрелищность флешмоба достигается за счёт «эффекта толпы». Такие акции проводятся с различными целями, среди которых:
- развлечение;
- демонстрация отказа от общественных стереотипов поведения;
- иллюстрирование каких-либо социальных проблем, призыв к борьбе с ними;
- выполнение действий в рамках благотворительной акции.
Как проводятся флешмобы?
Сбор участников для традиционного «уличного» флешмоба осуществляется при помощи средств связи, в основном через интернет. Акции проводятся в многолюдных местах, инструкции к ним могут быть опубликованы в сети, либо они выдаются до акции специальными агентами. Во время флешмоба участники делают вид, что всё спонтанно и вполне обыденно для них, действия выполняются с серьёзным видом. Акция начинается одновременно всеми участниками. Для этого согласовывается время или назначается специальный человек, который называется маяк, — он должен подать всем сигнал для начала акции. Флешмобы, как правило, длятся несколько минут, затем мобберы расходятся одновременно в разные стороны.
Флешмобы в интернете обычно проводятся в социальных сетях. Пользователи на своих персональных страницах выкладывают видео или фото, где выполняют какое-либо необычное, часто даже абсурдное действие. В комментарии они могут написать, что это является акцией, а также то, в каких целях она проводится и кто ее организатор. В последние годы флешмобы в социальных сетях часто проводятся в благотворительных целях, в них принимают участие знаменитости, призывая простых людей присоединиться к ним.
Какие флешмобы были популярными в последнее время?
Волна популярности флешмобов не спадает, наличие широкого доступа в интернет дает возможность каждому стать участником массовой акции, не выходя из дома.
Харлем шейк (англ. Harlem Shake, Harlem — Гарлем*, shake — смешивать, встряхивать, дословно — «Харлемская встряска») — пародийный флешмоб, возникший в результате набравшего высокую популярность ролика австралийско-японского видеоблогера Filthy Frank. На видео, появившемся в сети 2 февраля 2013 года, он со своими друзьями танцует в небольшом помещении под композицию американца Гарри Родригеса (псевдоним Baauer) «Harlem Shake». Сам блогер одет в розовый костюм, а его друзья — в костюмы воина Супер Сэнтай (герой японского телесериала), инопланетянина и политического деятеля КНДР.
Вскоре в интернете появился «подражающий» ролик пяти австралийских подростков из штата Квинсленд — Кори Уолша, Джимми Дэйла, Мэтта Стэньона, Джорджа Варренера и Оскара Митчелла. По их утверждению, они не планировали никакую сцену, а просто не знали, чем заняться из-за пасмурной погоды и решили записать на видео своё времяпрепровождение. Мэтт решил спародировать начальную сцену видеоблоггера Filthy Frank и начал танцевать, а вскоре к нему присоединились остальные друзья. Практически сразу после этого в интернете стали появляться тысячи подобных роликов, созданных по подобию первого.
Видео в стиле Harlem Shake представляет собой 31-секундный ролик, который делится на две части. Вначале танцует один человек, часто в необычном костюме и головном уборе. Остальные участники сценки не обращают на него никакого внимания. Во второй части ролика в кадре появляются сразу несколько человек, хаотично исполняющих необычные движения. При этом все ролики-пародии отличаются друг от друга местом проведения съемки и одеждой танцоров.
«Айс бакет челендж» (англ. Ice Bucket Challenge, ice — лед, bucket — ведро, challenge — вызов, дословно — «испытание ведром ледяной воды») — кампания, направленная на повышение осведомлённости о боковом амиотрофическом склерозе** и благотворительное финансирование фондов по исследованию этой болезни. Флешмоб был запущен в социальных сетях летом 2014 года 27-летним Кори Гриффин, который захотел помочь своему другу Питу, страдающему этой болезнью.
В рамках флешмоба участник должен облить себя ведром ледяной воды и сделать пожертвование 10 долларов в благотворительный фонд ALS Association. Затем моббер бросает вызов ещё трём участникам, которые должны сделать то же самое в течение 24 часов, засняв процесс на видео. В случае отказа от участия в акции они должны внести пожертвование в благотворительный фонд уже в размере 100 долларов.
Акция набрала широкую популярность благодаря участию многих известных личностей. Среди них певица Леди Гага, актёр Вин Дизель, основатель Microsoft Билл Гейтс, бывший Президент США Джордж Буш, писатель Стивен Кинг.
Во флешмобе приняли участие и многие российские знаменитости, например, певец Сергей Лазарев, директор Первого канала Константин Эрнст, ведущая Лера Кудрявцева, политик Владимир Жириновский и многие другие.
По данным «New York Times», благодаря флешмобу ассоциация ALS получила почти $100 млн за период с 29 июля по 28 августа. Для сравнения, за весь 2012 год в фонд поступило лишь около $20 млн.
«Я не боюсь сказать» — флешмоб, который стал популярным в социальных сетях летом 2016 года. В рамках этой акции открыто рассказали свои истории женщины и мужчины, ставшие жертвами сексуального насилия или же домогательства.
«Манекен челендж» (англ. Mannequin Challenge, mannequin — манекен, challenge — вызов) — новый интернет-флешмоб. Суть в том, что его участники, находясь в самых неожиданных местах, внезапно замирают в разных позах, как в детской игре «Море волнуется раз». Видео с людьми, изображающими манекены, затем выкладываются в интернет. Подробнее читайте по ссылке>>
* Гарлем (англ. Harlem) — район в северной части нью-йоркского округа Манхэттен, известный как район проживания афроамериканцев.
** Боковой амиотрофический склероз — медленно прогрессирующее неизлечимое заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение двигательных нейронов, что приводит к параличам и последующей атрофии мышц.