Примерное время чтения: 3 минуты
392

«Дорожный детектор лжи» поможет бороться с ямами

Категория:  Наука

Слышал, что наши учёные создали «детектор лжи» для дорог, который может просканировать их и определить качество. Каждый раз, когда лавирую между ямами, вспоминаю про него. Почему его до сих пор не используют? Или закатывать бюджетные деньги в некачественный асфальт выгодно?

А. Конев, Тверь

Ответ редакции

Прибор, о котором вы спрашиваете, называется так: рентгеновский плотномер «Кондор». Его разработали в Научно-исследовательском институте технической физики и автоматизации (НИИТФА) Госкорпорации «Росатом» в 2013 г. Кроме плотномера, в комплектацию входят георадар, блок сбора, обработки, хранения и визуализации данных, а также датчики перемещения, профилирования и системы позиционирования GPS.

Прибор абсолютно точно выявляет все неопределимые на глазок дефекты дорожного полотна, нарушения и отступления от проектных требований. Поэтому его и прозвали «дорожным детектором лжи». 

Летом прошлого года, к примеру, «Кондор» принял участие во всероссийском автопробеге «Экспедиция „Россия-2014“». Прошёл более 20 тыс. км — от Владивостока до Севастополя, побывал в 60-ти городах страны. И по итогам выдал отчёт о состоянии дорог в 44 регионах.

Как рассказали нам в «Росатоме», 18 июня чудо-прибор сертифицирован в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Свидетельство, полученное там, подтверждает, что его можно применять «для проведения работ неразрушающего измерения плотности верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в пределах от 2000 до 2700 кг/куб. м». Этого диапазона достаточно, пояснили в госкорпорации, чтобы получить информацию об основных составляющих дорожного полотна, их толщине и коэффициенте уплотнения, а также обнаружить разрушения дорог на начальных стадиях или выявить несоблюдение технологии укладки.

Полученный документ — по сути, паспорт, который открывает «детектору лжи» много дорог. Теперь его можно выпускать серийно и продавать, что позволит обеспечить точными средствами контроля и заказчиков, и подрядчиков. И возможно, в скором будущем нам уже никто не скажет, что ямы и колеи на дорогах возникают от того, что нагрузка на них велика.

Кстати

Прошлой осенью команда разработчиков получила Национальную премию в области организации безопасности дорожного движения. А в 2013 г. её руководитель Михаил Глебов стал лауреатом конкурса атомной госкорпорации «Человек года» — в номинации «На шаг впереди: Конкурентоспособность».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах