Будут ли скидки на еду, которая скоро испортится?
Министерство сельского хозяйства предложило продавать продукты с истекающим сроком годности со скидкой.
С такой инициативой выступил замглавы Минсельхоза Евгений Непоклонов. По его мнению, нужно внести изменения в закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», разрешающие продавцам делать скидку на товары, срок годности которых вот-вот подойдёт к концу. При этом для тех, кто будет оставлять на своих полках уже просроченные продукты, увеличатся штрафы.
Пока торговые сети решают проблемы с такими продуктами, как могут. «Сейчас у наших магазинов один способ: расположение товаров с истекающим сроком годности поближе к краю полки прилавка или холодильника (чем глубже копнуть — тем свежее продукция), не меняя на них цену. Правда, иногда такие товары могут продавать по акции. Но в таком случае люди и не подозревают, что “акционный” товар уже не имеет запаса по сроку хранения, — говорит член Торгово-промышленной палаты РФ Анна ВОВК. — В США, например, ретейлеры распродают продукцию за 4-7 дней до истечения срока годности. А за 3 дня до этой даты товар снимается с прилавков и передаётся либо в благотворительные фонды, либо в магазины-дискаунтеры, где реализуется с 50%-ной скидкой».
Обязать продавать со скидкой продукцию за неделю до окончания срока годности нельзя — есть много скоропортящихся товаров. Но установить трёхдневный срок вполне возможно. Эта практика давно действует на рынках: там подпорченные овощи и фрукты в отдельных ящиках продают фактически за бесценок.
«Для реализации такой инициативы не хватает воли самих продавцов. Сегодня огромную часть продукции торговые сети утилизируют, — считает председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ. — В Германии, например, продукты с подходящим к концу сроком годности магазины сдают благотворительным организациям, которые реализуют их за символическую плату — 1-2 евро. Но там могут отовариваться лишь малоимущие и безработные. «Даже хлеб и молоко в день истечения срока годности многие будут есть. Что уж говорить о нескоропортящихся продуктах питания», — добавляет П. Шелищ.
Сами ретейлеры не возражают и предлагают свой путь решения. «Из-за того что срок годности для каждого товара индивидуален, продавцы могли бы писать рядом с ценником 2+, 3+, 4+ и так далее. Эти цифры говорили бы, через сколько дней наступит конечный срок годности, — предполагает исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров “Руспродсоюз” Дмитрий Востриков. — Как вариант сети могли бы выделить специальные полки под продукты с истекающим сроком».