...Можно ли доказать врачебную ошибку?
Отвечает президент Лиги защитников пациентов, член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Саверский.
– Суды относятся к таким делам как к тяжелой необходимости, но их можно понять. Это действительно самая трудная категория дел. Достаточно сказать, что в Америке адвокаты в этой сфере – самые высокооплачиваемые, их услуги обходятся дороже, чем адвокатов банковских и страховых. Ведь помимо солидной юридической подготовки медицинские юристы должны еще и в медицинских вопросах хорошо разбираться. Так, готовясь к делу по акушерству, адвокат должен знать акушерство, по хирургии – хирургию.
В России я сейчас знаю всего десяток хороших адвокатов в этой сфере, и то две трети из них работают на стороне врачей. Добавьте сюда проблемы неплатежеспособности пациентов (поэтому адвокаты за такие дела берутся неохотно), зависимости экспертов, низкой квалификации (по этой категории дел) судей, предубеждения прокуроров, от которых мы не раз слышали фразу: «Я сама в этом роддоме рожала, и дети мои здесь будут рожать, я не буду возбуждать уголовное дело!» – и у вас получится реальная картина сложностей, с которыми сталкиваются юристы, которые берутся защищать в суде интересы пациентов.
Но даже при этих сложностях, по статистике Федерального фонда ОМС, две трети судебных дел выигрываются пациентами!
Согласно соцопросам, около 50% россиян, как они считают, так или иначе сталкивались с врачебной ошибкой. Среди наиболее часто встречающихся нарушений прав пациентов фигурируют:
» необоснованный отказ от оказания медицинской помощи;
» оказание медицинской помощи низкого качества;
» причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи;
» предоставление недостаточной или неверной информации о заболевании;
» разглашение врачебной тайны;
» необоснованное взимание или требование платы за лечение;
» нарушение условий и режима лечения.