5 самых известных фрагментов из произведений Рихарда Вагнера (22.05.2013)
Рихард Вагнер вошел в историю как гениальный и противоречивый композитор, драматург, философ и теоретик искусства, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру. Его музыка популярна и по сей день. АиФ.ru вспоминает самые известные произведения композитора.
«Полет валькирий»
Наверное, каждый хотя бы раз в жизни слышал «Полет валькирий» Вагнера. Он звучит в начале третьего действия оперы «Валькирия», входящей в цикл опер «Кольцо нибелунга». Основой для этого цикла послужила средневековая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах».
Когда в опере звучит «Полет валькирий», девы-воительницы, сестры валькирии Брюнхильды, мчатся по грозовому небу на своих могучих конях сопроводить в Вальхаллу героев, павших на поле битвы.
«Полет валькирий» любят использовать в кинематографе и на телевидении. Этот отрывок из оперы звучал во многих голливудских фильмах, среди которых, например, картина Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
«Свадебный хор (марш)»
В Западной Европе и Америке на свадьбах всегда исполняется «Свадебный хор» Вагнера из оперы «Лоэнгрин». Традиционно он звучит в начале церемонии, когда выходит невеста. Часто это произведение Вагнера ошибочно называют «Свадебным маршем».
Очень часто «Свадебный хор» исполняется вместе с «Маршем Мендельсона», хотя в жизни Мендельсон и Вагнер были врагами, поскольку первый по происхождению был евреем, а второй являлся убежденным антисемитом.
Опера «Лоэнгрин», в которой звучит «Свадебный хор», была написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. В основе оперы – борьба добра и зла, рыцаря Лоэнгрина и брабантского графа Фридриха. Лоэнгрин спасает оклеветанную Фридрихом дочь герцога Брабанта Эльзу и берет ее в жены при условии, что она никогда не будет спрашивать о его происхождении.
«Свадебный хор» звучит в начале третьего действия оперы, когда хор славит новобрачных Лоэнгрина и Эльзу. Однако же хэппи-энда в опере нет – Эльза, мучаясь в сомнениях, нарушает свое обещание и спрашивает Лоэнгрина о том, кто же он. Он вынужден рассказать, что является рыцарем Чаши Святого Грааля, после чего покидает Эльзу, и она умирает от горя.
Современным людям не всегда интуитивно понятна мотивация героев средневековых эпосов, в легенде о Лоэнгрине не дается конкретного ответа, почему именно он ставит возлюбленной такое условие. Известно, в средневековых кельтских и нормандских легендах Чаша Святого Грааля считалась той самой чашей, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран Иисуса, когда его распяли на кресте. В Средневековье рыцари безуспешно искали Грааль, поскольку считалось, что испивший из него получит прощение грехов и вечную жизнь.
Вступление к опере «Лоэнгрин»
Известно и популярно среди поклонников классической музыки вступление к этой опере. В ней Вагнер отказался от увертюры, обобщающей все содержание оперы, и вместо этого передал во вступлении образ главного героя.
Рыцарь Святого Грааля Лоэнгрин в прелюдии предстает идеалом благородства. Его тема отличается удивительной чистотой и гармонией, в начале и в конце ее исполняют скрипки в высочайшем регистре.
Еще Чайковский считал вступление к «Лоэнгрину» «самым вдохновенным сочинением» Вагнера.
Увертюра к опере «Тангейзер»
Это произведение Вагнера не так известно широким массам, однако невероятно популярно среди любителей классической музыки и часто входит в программы симфонических концертов. Публика любит оперу «Тангейзер», хотя сам Вагнер считал ее своей худшей.
В основе оперы лежит средневековая легенда о состязании певцов, в котором принимает участие рыцарь и певец Генрих Тангейзер.
Увертюра предваряет оперу и является квинтэссенцией всего, что Вагнер хотел в ней показать, а показать он хотел противостояние духовного и чувственного начал. Духовное начало выражено в образах пилигримов и невесты Тангейзера Елизаветы, чувственное – в образе богини Венеры, в гроте которой какое-то время находился Тангейзер.
Увертюра состоит из трех частей. Начинается она с хора пилигримов. Вторая часть ей резко контрастна, это тема Венеры. Завершается увертюра репризой – снова звучит тема пилигримов.
Увертюра «Фауст»
Увертюра «Фауст», навеянная знаменитым произведением Гете, считается одним из выдающихся произведений раннего периода творчества Рихарда Вагнера. Первоначально Вагнер планировал написать симфонию по «Фаусту», однако с ней не сложилось, и увертюра осталась самостоятельным произведением.
Как и большинство произведений классической музыки, увертюра написана в трехчастной форме. В ней передан мятущийся дух Фауста, за который борются Господь и Мефистофель. Вагнера, который и сам был полон противоречий, не мог не интересовать этот образ.