День семьи, любви и верности: история праздника (08.07.2013)
Святые Пётр и Феврония Муромские считались на Руси покровителями брака и семьи. С Петром отождествляют князя Давыда Юрьевича, который княжил в Муроме в XIII веке, в конце своей жизни принял постриг и получил новое имя, а с Февронией — его супругу Ефросинию.
Брак Петра и Февронии православная церковь считает образцовым, день памяти этих святых отмечается православными 8 июля (25 июня по старому стилю).
В 2008 году Светлана Медведева, супруга Дмитрия Медведева, предложила сделать его государственным праздником. Ей же принадлежит идея считать символом этого дня ромашку. Так появился День семьи, любви и верности.
Что значит любить по-русски в интерпретации Светланы Медведевой? >>
О Петре и Февронии
Об этих святых рассказывается в памятнике древнерусской литературы — «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая была написана священником Ермолаем-Еразмом в XVI веке на основе ходивших в Муроме устных преданий. Повесть рассказывает о том, что Давыд (Пётр) победил летучего змея, но на князя попала его кровь. В результате он покрылся струпьями и язвами, т. е. заболел проказой, и никто не мог его вылечить. Князь послал своего слугу в Рязанскую землю, где, по слухам, было много врачей. Там слуга нашёл девушку Февронию, дочь бортника, собиравшего мёд.
Феврония согласилась вылечить Петра с тем условием, что он возьмёт её в жёны. Пётр пообещал ей, что так и будет. Девушка вылечила его, однако князь не исполнил своего обещания, поскольку она была простолюдинкой. Вместо этого Пётр посылал ей дары, однако она их не приняла.
Какие чудеса творила Феврония? >>
Феврония заранее знала, что её предназначение состоит в том, чтобы стать супругой Петра, а также о том, что он её обманет. Она велела ему не мазать лечебной мазью один струп, из-за чего Пётр опять заболел и вернулся к ней. Феврония снова его вылечила, и на этот раз Пётр обещание сдержал.
Однако муромские бояре враждебно отнеслись к княгине, которая не принадлежала к знатному роду. Они поставили Петру ультиматум — или расстаться с женой, или оставить Муром.
Пётр не пожелал нарушать заповедей ради трона, решил не расставаться с Февронией и вместе с ней отправился в изгнание. На кораблях они отплыли из города по реке Оке. В городе после этого началась борьба за власть и смута, после чего сами же бояре попросили князя вернуться.
С возвращением Петра и Февронии жизнь в Муроме наладилась, жители города со временем полюбили княгиню. Княжеская чета вела праведную жизнь, а в конце своей жизни они стали монахами.
Русская православная церковь канонизировала Петра и Февронию в 1547 году.
Использована информация сайта Pravmir.ru, а также «Повесть о Петре и Февронии Муромских».