Имя этого селекционера известно далеко за пределами нашей страны. Геннадий Викторович Еремин – академик РАСХН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и Кубани, имеет несколько сотен научных трудов. Он автор и соавтор более 80 сортов косточковых культур, клоновых подвоев, земляники (всего их районировано более 50). Основная деятельность связана с косточковыми культурами. Создатель алычи гибридной, или русской сливы. Бессменно руководил Крымской опытно-селекционной станцией в течение 33 лет. Геннадий Викторович и сейчас продолжает неустанно трудиться и передавать свой богатый опыт, эрудицию и энтузиазм не только своим ученикам, но всем увлеченным любителям садоводства.
Московский юннат меняет прописку
«AиФ»: - Геннадий Викторович! Кубань – замечательное место для косточковых культур. Вы вдохновились ими, потому что жили в Краснодарском крае?
Геннадий Еремин: – Все наоборот! Я родился и вырос в Москве, закончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева. Здесь же начинал свои эксперименты с косточковыми культурами – в 1949 году привез в кружок юннатов, где сам занимался, семена алычи из экскурсии по Краснодарскому краю (из них потом выросли интересные растения). А в 1955 году начал трудиться на Крымской опытно-селекционной станции, и с тех пор живу и работаю на Кубани.
«AиФ»: - Косточковые культуры от вашего выбора только приобрели. Сколько всего сортов вам удалось создать?
Г. Е.: - Районировано около полутора десятков сортов, созданных при моем участии. Это не только сорта алычи гибридной, но и сливы домашней, персика, нектарина, абрикоса.
Г. Е.: – Обычная алыча замечательна своей адаптивностью. Она хорошо растет и успешно плодоносит в таких условиях, в которых другие сливы чувствуют себя не лучшим образом. Однако даже самые крупноплодные сорта обычной алычи по качеству плодов безнадежно проигрывали другим сливам. Они кислые, а главное – мелкие. Размер плодов у них не превышает 25 г. Нужно было получить культуру с такой же выносливостью, но с хорошими крупными плодами.
«AиФ»: - Чтобы этого добиться, вы привлекли в селекцию сливу китайскую. Почему именно ее?
Г. Е.: – Эта слива обладает нужными признаками – плоды у нее крупные, сочные, не обременены лишней кислотой. К тому же слива китайская – самый близкий в ботаническом плане к алыче вид, легко с ней скрещивается и передает потомству свои признаки. В качестве «родителей» мы выбрали наиболее интересные сорта сливы китайской – Скороплодную и Гигант. Они отличаются крупными, качественными плодами. Сами растения – слаборослые, с удобной для ухода кроной. Плюс ко всему – эти сорта сливы китайской очень зимостойки.
«AиФ»: - Геннадий Викторович, как вам пришла мысль изменить обычную алычу? Она чем-то не нравилась?
Как запускали Кубанскую комету
«AиФ»: - Итак, вы скрестили специально подобранные сорта алычи и китайской сливы. А что было дальше?
Г. Е.: – Из косточек полученных плодов начали выращивать растения и стали наблюдать за ними, отбирать самые интересные. Селекционер всегда старается посмотреть на «подопытных» в разных обстоятельствах. Главный наш помощник – сама природа: например, зимой 1972-го плодовые почки потеряли все наши гибриды, кроме двух! Один из них стал сортом Кубанская комета.
Как только на «детях» появляются первые плоды, оцениваем их с разных потребительских позиций. Поскольку Крымская опытно-селекционная станция раньше работала главным образом для консервной промышленности, то прежде мы оценивали плоды главным образом с точки зрения этих качеств. В частности, Кубанская комета была передана в сортоиспытание как «консервный» сорт. Однако сейчас ее плоды многим так нравятся в свежем виде, что до их заготовок дело не доходит!
Нет предела совершенству
«AиФ»: - Сколько времени занимает испытание образцов, из которых выбирают кандидатов в сорта?
Г. Е.: – 15 лет и больше, начиная с момента гибридизации. А до момента районирования проходят все 20–25 лет.
«AиФ»: - Это же целая жизнь! Как у вас хватает терпения?
Г. Е.: – Мы же не сидим сложа руки 15 лет в ожидании результатов и не прекращаем работу после их получения. Селекционный процесс проходит непрерывно. Ежегодно получаем все новые гибриды, включаем их в свои исследования. Так что самое сложное – дождаться плодоношения первых образцов. Дальше все идет своим чередом.
«AиФ»: - А что сейчас совершенствуете у своей любимой культуры?
Г. Е.: – Предела совершенству нет! Сейчас самая крупноплодная алыча – Глобус (плоды 60–80 г). А мы мечтаем о сорте с плодами весом в 100 г, а еще стараемся снизить рост гибридной алычи.
«AиФ»: - Селекцией алычи гибридной занимались не только на вашей станции, в Крымске, но и в других местах. Как вы относитесь к сортам, полученным вашими коллегами из других регионов?
Г. Е.: – Я очень рад, что этой замечательной культурой занимаются в Москве, Санкт-Петербурге и в совершенно разных регионах. В свое время я участвовал в создании сорта Подарок Санкт-Петербургу (сорт, выведенный во Всероссийском НИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова совместно с Павловской опытной станцией ВНИИР и Крымской опытно-селекционной станцией). Очень хорошо показывают себя в средней зоне садоводства Злато скифов и другие новые сорта алычи гибридной, выведенные в Подмосковье.
О русской сливе замолвите слово
«AиФ»: - Геннадий Викторович, вы, как никто другой, знакомы с тонкостями выращивания русской сливы. Поделитесь секретами с нашими читателями?
Г. Е.: – Часто садоводы жалуются, что у этих растений чересчур длинные побеги, и не знают, что с этим делать. Я бы рекомендовал обрезать алычу летом. Нужно поймать момент, когда рост побегов только-только прекратился, и укоротить их на 20 сантиметров.
Кроме того, южное происхождение многих сортов делает их уязвимыми к морозным зимам. Поэтому лучше формировать такое растение, как куст, и не стремиться к высоким штамбам.
А вот проблем с опылением бояться не надо. Кубанская комета оказалась частично самоплодной, она дает некоторое количество плодов даже в одиночестве.
«AиФ»: - А какие косточковые культуры вы выращиваете сами, в свободное от работы время?
Г. Е.: – Участок у нас небольшой. Но я выращиваю черешню, вишню, персик и нектарин, алычу Колонновидную.
«AиФ»: - Вы называете гибридную алычу русской сливой. Почему?
Г. Е.: – Как это ни странно, идею названия «слива русская» предложили… американцы после знакомства с алычой гибридной. Их логика нам понравилась: ведь алыча входит в род Слива, а большинство ее гибридов выведены в России. Существует слива китайская, слива канадская – почему нельзя назвать новую культуру сливой русской? Впрочем, я этот термин никому не навязываю. Приживется – хорошо, нет – ничего страшного. Ведь не в названии дело!
Наша справка
Алыча гибридная, она же слива русская
Принципиально новая косточковая культура, созданная в России в XX веке в результате гибридизации алычи и сливы китайской. Сочетает высокую продуктивность и выносливость алычи с крупноплодностью и хорошими вкусовыми качествами, причем по этим признакам превосходит обоих родителей! Родина большинства сортов – Кубань. Культура быстро покоряет все новые пространства, а число сортов постоянно увеличивается.
Кубанская комета
Авторы – Г. В. Еремин и С. Н. Забродина. Включен в Госреестр по Северо-Кавказскому региону.
Дерево слаборослое, до 3 м высотой. Устойчива к болезням, обладает высокой урожайностью. Частично самоплодна.
Плоды выше среднего размера, яркие, красные с восковым налетом. Очень сочные, с высокими вкусовыми качествами, хороши для употребления в свежем виде и консервирования.