Свежее лакомство
В начале XIX века вишнёвых садов во Владимире было так много, что, по свидетельствам современников, казалось, будто город окружён вишнёвым лесом. Особенно по весне, когда вишня зацветала. Владимирскую вишню подавали к столу царских особ. А ягоды одного из здешних сортов эти особы ели исключительно в свежем виде - как лакомство. Такие вишенки значительно крупнее, чем с деревьев других сортов, их мякоть изжелта-розовая и столь прозрачная, что при ярком свете солнца можно увидеть косточку. Ну, и вкус, конечно, особенный.
Эта аристократка оказалась капризной. Она с трудом переносила морозы и плохо размножалась. Зато была очень привлекательна для вредителей. И интерес селекционеров к сорту пропал. Пропала и вишня. К началу 80-х в «Патриаршем саду» - Владимирской городской станции юных натуралистов - оставался единственный куст Васильевской. Позже и он погиб. Но здесь работают энтузиасты, благодаря которым «Патриарший сад» стал одной из самобытных городских достопримечательностей. Они в поисках вишнёвого кустика объехали всю область, лазали по заброшенным садам - не нашли, но и не отчаялись.
Лет через восемь
А в прошлом сентябре на День города приехал первый вице-премьер правительства страны Игорь Шувалов. Вместе с губернатором Светланой Орловой он приехал в «Патриарший сад», где и услышал о тщетных поисках пропавшего сорта.
Уже через неделю сотрудники аппарата вице-премьера сообщили, что единственное дерево Васильевской вишни есть во Всероссийском институте растениеводства им. Н.И. Вавилова РАН в Санкт-Петербурге. Транспортные и командировочные расходы сотрудникам станции юннатов Игорь Иванович оплатил сам - и драгоценные черенки капризной аристократки прибыли на родину.
Привезённый из Питера мало чем примечательный продолговатый пакет методист Валентина Блинова называет бесценным. Уже скоро из него возьмут черенки и привьют их на Госсортиспытательном участке в пос. Садовом Суздальского района. Год или два вишня будет расти в питомнике. Потом саженцы можно будет перевезти в «Патриарший сад» и там уже ожидать их первого цветения. На всё про всё, как говорят специалисты, уйдёт лет… восемь. Они готовы ждать, потому что уверены: плоды владимирской аристократки стоят того. И первым ими угостят Игоря Шувалова, благодаря которому она вернулась на родину.