Примерное время чтения: 5 минут
981

Дурят нашего брата. Как раньше обманывали садоводов в России

«АиФ. На даче» № 17. В огороде - осень 06/09/2013
Иллюстрация из еженедельной газеты «Русское садоводство» (№ 10. С. 153–156, статья «Наши общие знакомые»)
Как не дать себя обмануть?
И что же советовал автор этой статьи в далеком 1891 году своим товарищам по несчастью, чтобы впредь не попадаться на рекламные уловки? Оказывается, в точности то же самое, что и современные эксперты «АиФ. На даче». «Любители садоводства должны… сообщать друг другу свои опыты в отношении благонадежности источников, доставляющие им плодовые деревья и кустарники». Похоже, рассчитывать только на себя – удел садоводов во все времена!

Несколько историй обмана садоводов были талантливо рассказаны М. М. Хостниковым в 1891 году в еженедельной иллюстрированной газете «РУССКОЕ САДОВОДСТВО» (№ 10. С. 153–156, статья «Наши общие знакомые»). Как вы думаете: многое ли изменилось за прошедшие с той публикации 122 года?

«Чрезвычайно вежливый народ эти господа содержатели садовых заведений. Вы только познакомьтесь с ними мимоходом, и можете быть уверены, что, если не два раза, то хоть раз в год сделают вам визит, не своей персоной, конечно, но при посредстве своих каталогов.

Что за прелесть эти каталоги!

Любитель изящного целый год держал бы иной каталог как украшение своего письменного стола, да боится, как бы дети не накинулись на всевозможные плоды и цветы, представленные там… Смотришь: тут цветная капуста подана так заманчиво и очаровательно, что поневоле спросишь: когда же наконец кухарка принесет масло и тертые сухари?

Для десерта поданы арбузы и дыни, надрезанные так искусно и улыбающиеся так кокетливо, что во рту незаметно когда образовалась преприятная влага. А крыжовник, малина, особенно «выведенная в нашем садоводстве помесь русской малины с американской ежевикой», или там же полученная ботанической магией исполинская клубника – все это так прелестно, так естественно и восхитительно, что машинально открываешь рот, да благо вовремя смекаешь, что ягода с детский кулак скулы тебе свихнет! А цветы-то, цветы! – ни носом нанюхаться, ни оком не наглядеться!

Да подумаешь: уж дальше садоводству и огородничеству и цветоводству прямо-таки некуда идти, доверху дошли.

Простота как приманка

Есть и каталоги другого тона, скромные, простые, незатейливые. Составитель намеком или даже прямо говорит: чего хвастаться, чего тратиться на «клише» – зато товар у нас несравненно дешевле, сам делает себе рекламу…

Вот и отдаешь визит, выписываешь, например, крыжовник  «Whinham’s Industrie»  – и крупней его нет и поспевает тремя неделями раньше всех остальных, и морозов самых наилютейших не страшится, очень «дешево», за один только рубль, сулят тебе «сильные трехлетние экземпляры». Куда ни шло: давайте сразу три экземпляра! Получаешь посылку, с трепетом развязываешь ее, и вся эта трехлетняя американская сила заключается в корявом корешке с двумя трехвершковыми намеками на побеги. Богатырская сила одного из этих трехлетних американцев до такой степени «отошла плотью», что при посадке рассыпалась прямо в табак; а рубль ведь был новый. Когда остальных два силача смогут удержать ошеломляющие плоды и когда дадут их? при всем том, что на сироток дуешь как на больной палец – это одному Богу ведомо.

Специалисты по розовой части

Такой специалист кланяется с громадным букетом из всех возможных и невозможных сортов «царицы садов» и убаюкивает тебя такой распречистой русской речью, что и невдомек тебе, что несколько лет назад этот господин даже не подозревал, где расположилась Российская Империя.

Дешево, – грех противоречить – ну, пожалуйте! И получаешь осенью, «в самое лучшее для посадки роз время», эти «сильные с прекрасными корнями экземпляры»: толщина прутиков, что твои шведские спички, всеми вместе больно не ушибешь; длинный стержневой корень и две-три мочковатых нитки, успевшие при «самой тщательной укупорке» засохнуть в дороге; окулировалось все это живым глазком в июле, и едва глазок успел вытянуться до двухвершкового побежчика, как отправили его в путь дальний…»

 

Замена на «лучшее»

Очень ошибается, кто предполагает, что господа содержатели имеют в складе все, чем хвастаются в своих каталогах… Как мило звучат дальше слова, встречающиеся в некоторых каталогах: «Если какого-нибудь из желаемых сортов не окажется больше в запасе, то мы позволим себе заменить его другим лучшим». Странно, что запас худых сортов скорее истощается, чем «лучших». И к чему держать худые сорта? Ведь ни в одном каталоге не значится, что такой-то сорт худой, а если бы значилось, какой же идиот станет выписывать худой сорт. Наконец, получив каталог зимой, мы выписываем деревья и кустарники до наступления весны, нас предупреждают, что заказы «исполняются по очереди», следовательно, запас худших сортов истощился зимой, когда никому ничего не посылалось или же выпали эти худые сорта на долю поторопившихся заказчиков, в пользу, конечно, запоздавших, для которых сохраняются «лучшие».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах