Признаки «болезни»
Садоводов, впрочем, как и других представителей человечества, можно смело разделить на консерваторов и реформаторов. Первые предпочитают нестареющую классику, выбирая для своего сада надежные, проверенные временем виды и сорта декоративных растений, хорошо зарекомендовавшие себя в конкретной местности. Вторые неизменно жаждут обновления и, стремясь к переменам, приобретают все новинки селекции, которые им удается раздобыть. При этом они щедро раздают друзьям и знакомым устаревшие, со своей точки зрения, экземпляры, чтобы освободить на участке место для очередной покупки. Но к какой бы «партии» ни относился садовод, он так или иначе стремится быть в курсе последних новинок. Хотя бы для того, чтобы при случае – когда речь вдруг зайдет о каком-нибудь раритете, едва появившемся у соседа-коллекционера, – с небрежным видом заметить, что не видит в нем ничего особенного. Разумеется, обнаружив при этом недюжинное знание предмета.
Подобно многим садоводам-любителям, я каждый год лихорадочно листала свежие каталоги, посещала все специализированные выставки и часами просиживала за компьютером, чтобы держать руку на пульсе и не упустить ничего новенького.
Путь к выздоровлению
Крутиться, как белка в колесе, я продолжала до тех пор, пока не задалась вопросом: а стоит ли вообще тратить силы, время и деньги в бесконечной погоне за вожделенными новинками? Серьезно задумавшись над этим, я сформулировала для себя несколько причин, которые позволяют отказаться от участия в этой изматывающей гонке и более трезво оценить последние достижения селекционеров. Возможно, эти аргументы помогут восстановить утраченное душевное равновесие и другим «фанатикам».
Причина 1. Часто, увидев на фотографии недавно выведенный сорт того или иного растения, садовод попросту теряет голову, а заодно сон и аппетит: ведь ему еще ни разу не приходилось лицезреть такой красоты! При этом, пораженный в самое сердце, он даже не задумывается над тем, что перед ним всего лишь изображение, к тому же нередко приукрашенное. Торговля растениями, как и любой другой бизнес, в первую очередь должна приносить прибыль, поэтому товар необходимо представить в самом выгодном свете. А на деле чудо-цветок может оказаться невзрачной, но зато фотогеничной «простушкой».
Причина 2. В реальности некоторые новинки оказываются необычайно похожими на уже существующие сорта. А то, что кажется «изюминками», например, кайма по краю листа, необыкновенный оттенок цветка или форма соцветия, на деле бывают не столь заметны, как на фотографии, и отличить очередной «шедевр» селекции от растущего на каждом углу собрата под силу лишь специалисту.
Причина 3. Многие современные сорта зарубежной селекции, судя по описанию, отличаются отменным здоровьем и пышным цветением. Но когда речь заходит о новинках, еще не испытанных в российских садах, то от них можно ожидать неприятных сюрпризов. Возможно, у себя на родине они и способны полностью раскрыть свой потенциал, но наш климат просто не позволит им этого сделать, и садовода ждет неизбежное разочарование.
Причина 4. Новинки стоят недешево. Стоимость некоторых особо популярных растений (к примеру, хост, пионов или лилейников) может достигать поистине заоблачных высот, что наносит серьезный ущерб бюджету. Такие траты оправданы с точки зрения увлеченного коллекционера, для которого цена нередко имеет второстепенное значение, но не в случае садовода-любителя, приезжающего на участок только в выходные дни, чтобы немного отдохнуть на природе и просто полюбоваться цветами.