В годы Второй мировой войны гитлеровцы на оккупированных территориях создавали органы самоуправления. Их задачей было поддержание порядка. Фашисты предпочитали контролировать «неполноценные расы», к которым они относили славян, татар и прочие народы СССР, руками самих «неполноценных». При этом тех, кто с ними сотрудничал, гитлеровцы тоже не считали ровней себе, и поступали с ними соответственно.
Те, кто оказывался в составе таких «органов управления» (полиция, бургомистры и т. д.), вели себя по-разному. Кто-то, отдавая себе отчет в том, с кем имеет дело, пытался хоть как-то облегчить участь людей на вверенной территории. Другие же были заняты вопросами исключительно собственного спасения и по возможности обогащения.
После начала специальной военной операции часть либеральной российской интеллигенции, покинувшая страну, сама стала считать себя «культурными бургомистрами», — называя себя «хорошими русскими».
Проблема, однако, в том, что как гитлеровцы не признавали существования «хороших евреев, славян и татар», так и нынешний «цивилизованный мир» не готов считать любых русских ровней себе.
«Не является подходящим местом»
Латвийский национальный театр расторг договор аренды с организаторами гастролей спектакля «Записки сумасшедшего» в постановке режиссера Дмитрия Крымова с Чулпан Хаматовой.
«Сцена Национального театра не является подходящим местом для гастрольных спектаклей на русском языке в то время, когда Россия продолжает конфликт на Украине», — говорится в заявлении директора Латвийского национального театра Мариса Витолса.
Господин Витолс заявил, что ни для каких гастролей на русском языке не может быть места, пока продолжаются бои на Украине. При этом директор заявил, что решение не направлено против «артистов, покинувших Россию».
Записки сумасшедших
Тут Витолс, конечно, не соврал — решение направлено против русского языка и русской культуры в целом. Что в реалиях современной Латвии давно уже не удивляет.
Постановка «Записки сумасшедшего» представляет собой этакое покаяние «хороших русских» за грехи родины. По данным латвийских СМИ, оплатил ее британский фонд, к которому имеют отношение беглые российские олигархи.
Однако даже такой антироссийский агитпроп не был принят в Риге.
Теперь премьеру решили провести в Даугавпилсе в декабре 2024 года. Во втором по величине городе республики преобладает русское население, и, видимо, культурный продукт решили скормить непосредственно им.
Хождение Хаматовой по культурным заведениям Латвии напоминает затянувшийся анекдот. Чем громче она поливает помоями Россию, тем быстрее артистку выставляют с очередной площадки — не помогают Хаматовой даже попытки освоить латышский язык.
Семейная история
Режиссер Крымов, осевший в 2022 году в США, с попытками собственной «отмены» за рубежом сталкивался реже, однако в истории его семьи был показательный эпизод. Крымов приходится сыном знаменитому советскому режиссеру Анатолию Эфросу, принявшему Театр на Таганке в 1984 году после отъезда за рубеж Юрия Любимова. И хотя Эфрос никакого отношения к скандалу Любимова с режимом не имел, труппа устроила настоящую травлю режиссеру. И это во многом стало причиной ухода Эфроса из жизни от инфаркта.
А вернувшийся Любимов умудрился разругаться с актерами, в результате чего в труппе произошел раскол. И название пьесы Леонида Филатова «Сукины дети» очень четко отражает суть событий, развернувшихся в этот период.
Очевидно, Крымов в этой ситуации видит себя в роли Любимова, а не собственного отца. Вот только тем, кто ударился в «отмену России», вообще наплевать на то, кем себя мнит многократный лауреат «Золотой маски».
Только в железной клетке
«Культурное бургомистерство» многие годы отказывалось замечать пещерную русофобию, набиравшую обороты не только в Прибалтике, но и в других странах. А если уж сталкивалось с ней нос к носу, всегда находило ей оправдание, ссылаясь на какие-то грехи России от времени Ивана Грозного до настоящего времени. При этом они, раздавая друг другу награды в своем кругу, не замечали, что уважение к ним падает как среди соотечественников, так и на Западе.
С причиной подобного отношения в России все ясно, а на Западе не питают большого уважения к людям, готовым принимать любые унижения как должное.