Как вернуть современному театру осмысленную пьесу?
На минувшей неделе в Театре им. Маяковского подвели итоги Международного творческого конкурса «Автора – на сцену» – на лучшую современную пьесу года.
Впервые эти награды вручали в прошлом году. А с 2019 г., Года театра в России, учредители и организаторы конкурса – Национальная ассоциация драматургов и общество «Театральный агент» – приняли решение сделать его ежегодным.
В этом году жюри надо было изучить 306 пьес от авторов из 17 стран, чтобы отобрать 10 победителей и 3 дипломантов. А в номинации «Русская историческая пьеса» победил Игорь Афанасьев с драмой «Пётр Великий из плоти и крови».
По большому счёту, основная цель конкурса – дать шанс драматургам и оживить репертуар театров, испытывающих острый дефицит именно в современных пьесах. Авторы этот шанс оценили, почувствовали, что ими кто-то заинтересовался. В нынешнем году было прислано чуть ли не на 100 произведений больше, чем в прошлом, – рост примерно на треть.
«Я думал, что нормальная человеческая драматургия закончилась, – говорит член жюри режиссёр Пётр Орлов. – Но, когда меня позвали читать пьесы, приходящие на конкурс, я увидел россыпь произведений, которые хочется ставить! По-человечески интересные и профессиональные с точки зрения театра. Невероятно полезное начинание – дай бог, чтобы оно не угасло».
В числе пьес, которые хочется читать и ставить, отмечены, например, «Шахтёр» Д. Артиса, «Восьмидесятник» А. Домовца, «Лунный блюз для Греты» Е. Барсовой-Гринёвой, «Американец» Д. Бочарова.
«Сегодня уже успели подзабыть, что в нормальном театре главный драматург, – заметил Юрий Поляков. – Ведь со сцены произносят слова, им написанные. Режиссёр, при всём уважении к его сложной профессии, – это интерпретатор. Я считаю, что возвращение в театр реального слова, реального смысла сейчас крайне необходимо».