Финалистами, претендующими на награду в размере 720 тысяч рублей, стали Александр Баунов — автор колонок на портале Slon.ru, Павел Костомаров, Александр Расторгуев и Алексей Пивоваров — авторы документального фильма «Срок», Дмитрий Орешкин — публицист «Огонька», «Новой газеты» и других СМИ, Светлана Рейтер — публицист журнала «Большой город», Кирилл Рогов — корреспондент «Ведомостей» и «Новой газеты» и Максим Трудолюбов, редактор газеты «Ведомости».
Объявляя финалистов, председатель жюри, критик и радиоведущий Юрий Сапрыкин выразил сожаление, что в их число не попал блоггер и публицист Навальный, в данный момент находящийся под следствием. Как сообщил Сапрыкин, лидер оппозиции давно превратился в политика, а премия ориентирована именно на представителей СМИ.
Остальные члены жюри — ученый Евгений Ясин, телеведущая Татьяна Малкина и аналитик Сергей Шпилькин, отметили, что, несмотря на то, что в этом году количество финалистов оказалось выше, чем обычно — не 5, а 6 претендентов, многие из тех, кто привлек внимание жюри, не попал даже в длинный список.
- Навальный объективно не набрал достаточное количество баллов. Поэтому в шорт-листе его нет, и мне лично жаль. Он очень хороший писатель, — прокомментировал выбор жюри Сапрыкин. — Вообще, состав шорт-листа говорит о том, что у жюри очень разные вкусы. Фавориты одних оказывались совершенно незамеченными другими. В около политической журналистике и публицистике очень много как диаметрально противоположных подходов, так и разных жанров.
Например, расцветший в последние годы политический репортаж не всегда воспринимается как претендент на премию «Политпросвет». Хотя, на мой взгляд, как раз этот жанр наиболее точно отражает суть премии. Есть много материалов, которые находятся на границе жанров. Вот Максим Кац, он блоггер, активист, депутат, публицист, занимается просвещением и еще просто рассказывает о жизни разных городов. Или проект Костомарова, Пивоварова, Расторгуева это, с одной стороны, кино, а с другой — очень жесткое репортажное высказывание из третьей страны. Факт общественной жизни, очки, сквозь которые мы смотрим на оппозиционное движение и политику последнего года. И, к сожалению, далеко не все феномены таких пограничных жанров увенчиваются премиальными лаврами. Но ничего, это — только начало. Хотелось бы, чтобы члены жюри следующих сезонов обращали внимание не только на исследовательскую публицистику, но на другие формы, рассказывающие людям о политическом устройстве страны, в которой мы живем.