По традиции, центр современного искусства во всех городах мира — это оплот самых новаторских тенденций в области актуальной живописи, скульптуры, архитектуры и прочих видов визуального арта.
Почему вообще важна тема центров современного искусства, почему правительства европейских городов так серьезно относятся к ним?
В центре современного искусства возможны самые радикальные эксперименты, самые резкие художественные высказывания. То есть у актуальных художников находится площадка, где они — короли, где им не приходится оправдываться за нарушение классических традиций. Да и само здание центра обычно не отстает: традиционно это всегда супернеобычное строение с применением самых провокационных архитектурных приемов.
Музеи современного искусства в Нью-Йорке, Париже, Турине, Лондоне и других городах давно стали центром привлечения туристов наравне с классическими достопримечательностями. Побывать в том же Нью-Йорке и не увидеть легендарный МоМА? Невозможно!
Музей современного искусства в Нью-Йорке считается старейшим в своем роде. Он был открыт еще в 1929 году. Он пережил несколько реконструкций, сейчас получил народный статус одной из главных достопримечательностей города.
Сейчас в его коллекции можно увидеть самые известные «классические» образцы современного искусства: Матисс, Ван Гог, Дали и пр. Когда-то эти классики были просто-напросто современными художниками, но их-то и привечали в нью-йоркском музее. Одна из крупнейших и известнейших выставок Ван Гога 1935 года прошла именно здесь. В музее выставляются самые интересные художники современного арт-процесса. За год в МоМА заглядывают около 3 миллионов посетителей!
Влияние этого музея было так велико, что крупнейшие столицы мира взяли его на вооружение. К началу XXI века едва ли не каждый крупный город Евразии «разжился» центром современного искусства. В Европе считается, что страна без центра современного искусства не может называться цивилизованной.
Центр Жоржа Помпиду в Париже был создан для поддержки всех видов современного искусства, в том числе театра, танца. Часть его занял Музей современного искусства, который стал третьим по посещаемости местом в городе после Лувра и Эйфелевой башни!
Своим Музеем современного искусства гордится Монреаль (Канада)...
...Барселона (Испания)...
...Линц (Австрия)...
...Кельн (Германия) и другие крупные города мира, включая даже Бильбао, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.
В российской столице такой музей тоже есть, он существует почти двадцать лет. ГЦСИ сегодня располагается на Зоологической улице (чуть дальше московского зоопарка); культурная жизнь там бурлит, но ни внешний вид здания, ни размеры площадей не удовлетворяют всех арт-потребностей.
Директор ГЦСИ Михаил Миндлин все эти годы мечтал о новом здании. Первые конкретные шаги были предприняты в 2009 году. Сначала думали увеличить существующую постройку — даже был разработан проект, по которому ГЦСИ должен был вырасти на несколько этажей вверх. Но позже появилась идея превратить музей в такой крупномасштабный проект, который удивит Европу.
ГЦСИ хотели построить на Бауманской, вместо Бауманского рынка. Сейчас это место пустует; напомним, что в 2006 году здание обрушилось и загорелось, погибли более 60 человек.
Специально для этой территории Миндлин и архитектор Михаил Хазанов усовершенствовали проект музея: он вырос до 16 этажей, получил возможности для обустройства внутри книжных магазинов, ресторанов, арт-площадок, концертных залов... Проект был одобрен. Владимир Путин выделил на него сумму в 5 миллиардов рублей. Но в арт-среде макет вызвал активные споры, реакция была скорее негативной. Сергей Капков в сентябре предложил пересмотреть проект — возникли сомнения, впишется ли такая конструкция в «ландшафт» Бауманки.
Тогда же новый ГЦСИ стал даже причиной митинга, точнее — одиночного пикета современной художницы Анны Желудь, которая вышла к министерству культуры с плакатами. «Такими темпами мы еще лет десять будем ждать новый музей. Выделенные деньги „распилят“... А что нам-то делать, художникам?», — объясняла свою акцию художница.
И вот в ноябре министерство культуры объявило на проект нового здания ГЦСИ новый конкурс. Почему? В том числе и потому, что стоимость строительства, по мнению минкультуры, была сильно завышена. Договор с подрядчиками был расторгнут, а курс взят на удешевление.
25 декабря, подводя итоги года на брифинге, министр культуры Владимир Мединский сообщил новость: на Бауманской музей не появится. Новое место — мало освоенное Ходынское поле, где стоит закрытый аэродром. По словам Мединского, музей «станет стержневым корнем», вокруг которого на Ходынке будет построен гостинично-офисный квартал.
Напомним, что Ходынка — тоже место трагическое для Москвы. Больше века прошло с тех пор, как на коронации Николая II там в давке за подарками погибло около двух тысяч человек, но печальная слава за Ходынским полем закрепилась надолго.