Примерное время чтения: 11 минут
1416

Нейромонах Феофан и «бодрые чуваки из Крыма». Как прошел «Старый Новый рок»

«Нейромонах Феофан».
«Нейромонах Феофан». / Александр Ежъ Осипов / Из личного архива

Почти полсотни групп на 4-х площадках «Ельцин-центра» развлекали жителей столицы Урала в самом финале новогодних каникул. География участников СНР - самая широкая. В этом году были гости из США (Three for Silver), Дании (Brothers Moving), немецко-голландский дуэт Disco Dicks и даже коллектив, наполовину состоящий из украинских музыкантов – «Вперше чую». В этот раз, по словам главного идеолога фестиваля Евгения Горенбурга, не было «дорогих и забуревших групп». Несмотря на относительную новизну большинства участников, у меня лично сложилось впечатление, что музыканты играют абсолютно старый рок. И с этой точки зрения название фестиваля, который отчасти существует на деньги Президентского гранта, можно трактовать двояко. 

В качестве хедлайнеров были представлены «Черный обелиск», Найк Борзов и «Нейромонах Феофан». Из вышеназванной троицы, как мне показалось, наиболее точно в целевую аудиторию фестиваля попал Найк Борзов. Он выдал обойму своих хитов. На песне «Верхом на звезде», ему подпевал не только Корней (ранее игравший у Земфиры на бас-гитаре, а теперь работающий в коллективе Борзова), но и добрая половина зрителей главной сцены.

Найк Борзов.
Найк Борзов. Фото: Из личного архива/ Александр Ежъ Осипов

А вот нынешнему лидеру и вокалисту группы «Черный обелиск» Дмитрию Борисенкову явно не хватает харизмы, энергетики и просто человеческого обаяния Анатолия Крупнова. Хотя коллектив и играет олдскульный хард-рок, без Крупнова ЧО выглядит как 100%ный симулякр и фейк.

«Нейромонах Феофан», строго говоря, исповедует совсем не рок, а, как утверждают сами участники группы, русский драм-энд-бэйс. Я бы еще добавил «бессмысленный и беспощадный». Бессмысленный, потому что вместо смысла в текстах сплошная псевдофольклорная белиберда. Беспощадный, потому что под ритмы «Феофана» можно выдавать лишь эпилептические движения. Солист группы Олег почему-то общается со зрителями, имитируя старорусский вологодский говор. Выглядит это нелепо. При этом, по словам Евгения Горенбурга, энергетика у коллектива очень даже рок-н-ролльная. А мне популярность «Феофана» кажется слегка надуманной и сезонной.

«Помимо Старого Нового рока у нас существует ещё и летний фестиваль «Ночь музыки», — говорит Горенбург. И они взаимообогащают друг друга. На летнем фестивале есть площадка, которая называется Старый Новый рок. Выступление группы «Нейромонах Феофан» на этой площадке летом мне показалось очень энергетическим. Поэтому появление этой группы на фестивале нынешнем вполне закономерно. Драм-энд-бэйс и немного рок-н-ролла. В качестве совсем старого рока мы взяли группу «Черный обелиск» и Найка Борзова. Так что форму мы соблюли. Каждый раз мы пытаемся сделать новые штуки, но при этом оставаясь в общем формате».  

Группа «Нейромонах Феофан».
Группа «Нейромонах Феофан». Фото: Из личного архива/ Александр Ежъ Осипов

По словам главы оргкомитета фестиваля Владимира Шахрина, это была «непростая работа из 300 групп выбрать 47». «Надеюсь, обратился в начале фестиваля лидер «Чайфа» со сцены к зрителям, что вы успеете побывать на всех 4-х сценах (а пятая у нас Лекторий) и получите удовольствие. Мы очень старались. Молодых музыкантов, которые видели на своих выступлениях в зале не очень много людей, хочу успокоить цитатой из очень хорошего фильма, который называется «Круглосуточные тусовщики». По сюжету фильма: в 76-м году молодой журналист приходит в редакцию одного музыкального издания в Манчестере и говорит шеф-редактору: «Я побывал на концерте, где играла очень крутая группа! Ну просто снос башки! О них нужно писать». Редактор его спрашивает: «Как называется группа?» «Секс пистолз», — отвечает журналист. «И много было народу на их выступлении?» продолжает редактор.  «14 человек», говорит корреспондент. «И ты утверждаешь, что нужно писать про группу, на которой было всего14 человек?!». И журналист тогда спросил редактора: «А скажите мне, пожалуйста, на Тайной Вечере сколько было человек?». На первом концерте группы «Чайф» в сентябре 1985 года было 80 человек. Так что это совершенно неважно, сколько людей в зале. Задача тех, кто выходит на сцену, сделать так, чтобы зрители вас запомнили. Мы все берем в руки гитары, барабанные палочки, чтобы раскрасить свою собственную жизнь».

Евгений Горенбург и Владимир Шахрин.
Евгений Горенбург и Владимир Шахрин. Фото: Из личного архива/ Александр Ежъ Осипов

По словам организаторов, в этом году экспертный совет, который занимался отбором коллективов для фестиваля, наполовину состоял из «старцев или тех, кому за 40». Вторую половину молодежную представляли те, кому было меньше 30 лет. На удивление, мнения часто совпадали. Одну из понравившихся молодых групп Владимир Шахрин отрекомендовал так: группа из Севастополя «Кача». Мне показалось, что это невероятно бодрые чуваки».

«Бодрые чуваки» начали своё выступление с песни «Содомиты» с рефреном: «Молодые модные гомосеки спидозные». Появление песни лидер коллектива объяснил так: «Спасибо законодателю Милонову. Мы следим за ним». В другой песне коллектива безапелляционно утверждалось: «Всё, что сделано в Крыму, то останется в Крыму». Закончили свой концертный сет крымчане песней «Закладки» со словами: «Чайки обосрали с головы до ног, думали к деньгам. Наоборот». Вот и верь после этого в приметы.   

Среди гостей фестиваля был замечен музыкант и бывший журналист «АиФ» Михаил Лузин, поделившийся своими впечатлениями: «Старый Новый Рок это уже традиция. Я в нем участвовал и в статусе молодого музыканта, и в статусе хедлайнера. На этот раз просто пришёл поздравить Евгения Горенбурга с днём рождения и послушать новую музыку. Из молодых уральских артистов мне понравились Blues Bastards и группа «Авангард Леонтьев». Лидер «Авангарда» Алексей Шестаков имеет все шансы стать российским Фреди Меркьюри. Очень сильный голос и мощная харизма, осталось только написать свою «Богемскую рапсодию». Из хедлайнеров хочу отметить датчан Brothers Moving. Это очень простая музыка: две акустические гитары, бас, кахон, и все поют. Видно, что парни много играли на улицах, они очень ритмичны и умеют взять любую публику с первых аккордов, что, собственно, и произошло. Очень круто, что Старый Новый рок своим лайнапом продолжает создавать Екатеринбургу имидж интернационального и модернистского города».

Группа Brothers Moving.
Группа Brothers Moving. Фото: Из личного архива/ Александр Ежъ Осипов

Солист группы «Авангард Леонтьев» Алексей Шестаков на глубокомысленный вопрос ведущих (чью славу он хотел бы затмить?) ответил стихами: «Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь. Не надо создавать архива. Над рукописями трястись. Цель творчества самоотдача. А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».

Сколько бабла ты зарабатываешь, Алексей?  продолжили ведущие концерта допрос музыканта.

Да я вообще без денег сижу, истерически смеясь, ответил «уральский Фредди Меркьюри». 

Участники датской группы Brothers Moving (в ней играют 3 родных брата Эсбен, Аске, Саймон Кноблаух, и примкнувший к ним бас-гитарист Нильс), впрочем, тоже не выглядят «дорогими и забуревшими».  

Начинала ребята как уличный бэнд, объездив с концертами Европу и США. Свой первый концерт в России они дали 13 января 2016 года в «Гоголь-центре». С тех пор «братья» регулярно гастролируют по России. Известность к ним пришла после того, как их уличное выступление снял случайный зритель и выложил в YouTube.

«У нас фестиваль незаангажированный, резюмирует Горенбург. Все отборы проходят под камерами. Как всегда, набралось много групп. И нам захотелось поделиться радостью и дать возможность выступить максимальному количеству исполнителей в этом году у нас была самая широкая программа. Фестиваль обязан быть избыточным. Ведь мы эксплуатируем одну простую штуку: зритель всегда должен думать, что хорошо там, где нас нет. И даже если кому-то не повезло встретиться с хорошими группами, то всегда должна оставаться надежда: но в следующий раз мне точно повезет.

Уровень таланта, креативности, дерзости и т.д. у музыкантов во все времена примерно одинаковый. Нет музыки абсолютно плохой или абсолютно хорошей. Есть резонансная для своего времени, а есть нет. Я, например, получил громадное удовольствие от выступления группы Disco Dikcs (название можно перевести, как «Диско-члены» Ред.). У этих ребят все в порядке и с креативом, и с энергетикой, и с дерзостью. И брюзжать по-стариковски, что молодёжь нынче какая-то не такая, нам еще рановато».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах