И задача артиста - во что бы то ни стало понравиться максимальному количеству зрителей. Поэтому мало кто хочет рисковать и экспериментировать. «Здесь ценится мелодия, сантименты, а не рок-н-ролльный нахрап», - сказал по этому поводу музыкальный критик Артемий Троицкий.
Только бы запомнили
«Евровидению» часто и по делу достаётся за пошлость и безвкусицу, блёстки и силикон, однообразие и дешёвый эпатаж. Участницы группы «Тату» своё выступление на конкурсе построили исключительно на эпатаже. В 2003 году спели они откровенно плохо, песня была никакая, однако это не помешало дуэту занять 3-е место. Финская группа «Lordi», играющая неформатный для конкурса металл, благодаря своим эпатажным костюмам заняла 1-е место. В этот раз лесбийским поцелуем с участницей своей подтанцовки публику пыталась эпатировать финская участница Криста Сиегфридс, однако это не помогло ей занять достойное место.
«Финские участницы, смачно поцеловавшись в прямом эфире Первого канала, - написал в своём блоге ведущий «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев, - безнадёжно испортили вечер депутатам Мизулиной, Милонову и прочим, которые уже, наверное, срывают с крыш домов спутниковые антенны и перегрызают телевизионные кабели, мужественно ограждая соотечественников от европейского разврата».
Но, как бы ни ругали конкурс, как бы ни иронизировали на его счёт, «Евровидение» продолжают с интересом смотреть во многих странах мира, включая Азию и Латинскую Америку. Хотя изначально конкурс задумывался как смотр достижений популярной музыки из стран, входящих в Европейский вещательный союз.
До 1999 года участники имели право петь только на языке страны, которую они представляли. Но постепенно правила стали смягчаться. Сегодня конкурсанты могут исполнять произведение авторов, которые не являются гражданами страны, которую участники представляют. Например, Дина Гарипова пела песню шведов, участница от Сан-Марино - песню немца и т. д. Язык, на котором исполняется произведение, сегодня может быть любым.
Более того, сам артист может не быть гражданином той страны, от которой делегирован на конкурс. В этом году, к слову, за Словению выступала американка, а шведка представляла Эстонию в 2006-м. С одной стороны, это даёт всем участникам равные права, с другой - между ними стираются все национальные различия. И реальной свежести «Евровидению» действительно стало не хватать.
Мелодии и ритмы кочуют из песни в песню, сценическое воплощение номеров повторяется (в частности, в этом году в нескольких номерах использовались барабаны), даже самих исполнителей часто сложно отличить друг от друга. Это так ещё и потому, что в «евровидийной» индустрии вращаются одни и те же люди: продюсеры, авторы песен, хореографы, стилисты и т. д. Вот лишь несколько примеров. Швед Томас Густафсон написал около 40 песен для «Евровидения» (включая отборочные туры). В этот раз его песню «Waterfall» исполнял грузинский дуэт Софо Геловани и Нодико Татишвили. Республика Сан-Марино снова обратилась к услугам композитора Ральфа Зигеля (в прошлом году представительница этого карликового государства тоже пела его песню), для которого это уже 22-й конкурс.
Наш поэт-песенник Карен Кавалерян в этом году написал текст песни для украинки Златы Огневич. А вообще для Карена это уже 8-е «Евровидение». Сам он мне признался в телефонном разговоре, что раньше ездил на конкурс как автор за новыми эмоциями, интересным общением. Но в конце концов ему тоже стало скучно. «Ну сколько можно, - возмущался Кавалерян, - одно и то же каждый год!» Певица Валентина Монетта, представлявшая Республику Сан-Марино в прошлом году (безуспешно), в этом году снова отправилась на штурм конкурса.
Старикам тут не место
Кто бы что ни говорил, а «Евровидение» - это конкурс начинающих артистов. И хотя время от времени сюда и наведываются ветераны в диапазоне от наших «Бурановских бабушек» до француженки Патрисии Каас и англичанки Бонни Тайлер, старикам тут не место. Среди «евровидийной» молодёжи зрелые артисты смотрятся так, как золотые зубы во рту голливудской красавицы. Впрочем, у каждого из них находятся свои причины для участия в конкурсе.
76-летний Энгельберт Хампердинк, в прошлом году представлявший Великобританию, решил таким образом напомнить о себе молодой публике. Аллу Пугачёву, как утверждают, уговорил поехать на конкурс в 1997-м Константин Эрнст, который руководствовался простой логикой: надо делегировать лучшее из того, что есть в арсенале нашей поп-музыки.
Но не все в Европе по достоинству оценили наше «эстрадное всё» - Пугачёва пела на русском и не очень форматную для конкурса песню. В результате - 15-е место. 62-летняя Бонни Тайлер после долгого молчания выпустила новый альбом «Rocks and Honey», и ей позволили в этом году выступить на «Евровидении» с песней из этого альбома «Believe in Me». Несмотря на то что Великобритания по-прежнему является законодательницей моды в мире музыки, сейчас на «Евровидении» участникам от этой страны не везёт. Последний раз победу на «Евровидении» Соединённому Королевству принесла поп-рок группа «Katrina and the Waves» в 1997 году.
Группа «Премьер-министр» не была из разряда начинающих, когда отправилась в 2002 году на конкурс. Но, несмотря на занятое 10-е место, коллектив сумел извлечь дивиденды из своего участия в «Евровидении». Чуть ли не на следующий день после финала «Евро-2012» гонорар группы вырос ровно в 2 раза.
«Мумий Тролль», участвовавший в песенном состязании годом раньше, после конкурса отправился в большой европейский тур (до этого в Европе коллектив не очень знали). Ну а «Бурановским бабушкам» участие в «Евровидении» помогло наладить жизнь родного села Бураново. В удмуртскую деревню проложили асфальтированную дорогу и почти построили храм, строительство которого инициировали сами «Бурановские бабушки».
Хочется верить, что для моей коллеги Дины Гариповой (она получает журналистское образование) участие в конкурсе также не пройдёт бесследно и свою копеечку Золушка из татарского Зеленодольска заработает. Несмотря на занятое 5-е место, её песня «What if», написанная шведами Габриэлем Аларесом и Йоакимом Бьорнбергом, была достойной, хотя и не тянула на «золото». В любом случае за страну не было стыдно. Ну а первое место Россия не заняла по вполне объективным причинам. В следующем году у нас в Сочи пройдёт Олимпиада. А два крупных мероприятия страна просто не потянула бы. Таким образом, я вас плавно подвожу к мысли, что результаты «Евровидения» поддаются корректировке. В частности, ходят слухи, что Азербайджан очень хотел принять у себя конкурс. И, когда власти страны предоставили гарантии в финансовой состоятельности, а в столице республики Баку навели европейский лоск, тут же сошлись все звёзды, нашлись исполнители Элла и Ники, которые в 2011 году принесли победу своей стране.
Босая победительница
Имя 19-летней датчанки Эммили де Форест накануне «Евровидения» не сходило с первых полос европейских газет. И, несмотря на юный возраст и не самый выдающийся номер, она с первых дней конкурса ходила в фаворитках. На её победу ставили и букмекеры, которые, кстати, на прошлогоднем «Евровидении» делали ставку на шведку Лорин и не прогадали. Эммили, конечно, не сильно похожа на Лорин внешне, но некая схожесть между ними есть. У обеих были хитовые песни про любовь, обе выступали босиком. Обе имеют шведские корни. К тому же Дания давно не побеждала на конкурсе. Так что победа Эммили была предрешена. А моей фавориткой в этот раз была Алёна Ланская из Беларуси. Но боюсь, что нашим «сябрам» ничего не светит на «Евровидении», пока у власти в стране находится «батька», которого очень не любят в Европе. Таковы законы жанра.
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |