Примерное время чтения: 6 минут
3775

«Идеи белых европейцев». Кто в Британии взялся за отмену балета?

Сергей Киселев / АГН Москва

В западных странах, считающих себя прогрессивными, классический балет может в скором времени исчезнуть либо видоизмениться до неузнаваемости. Все дело в присущих ему расизме и гендерных стереотипах.

«Убрали балет из-за его потенциально спорного характера»

Это не безумие и не отрывок из произведения Оруэлла или Брэдбери. Одна из ведущих танцевальных школ Великобритании решила исключить из программы вступительных испытаний для абитуриентов балет.

Как сообщает Daily Mail, такое решение принято в Северной школе современного танца (NSCD). Престижное учебное заведение в области хореографии, которое находится в Лидсе, сейчас занято пересмотром ранее существовавшей программы обучения под лозунгом «деколонизации».

По мнению руководителя бакалавриата заведения Франчески Маккарти, классический балет представляет из себя «элитарный вид искусства», построенный вокруг «идей белых европейцев».

Госпожа Маккарти посетовала, что женщины в пачках на пуантах и мужчины, выполняющие поддержки, имеют «сильные гендерные корни», что мешает включению в спектакли «небинарных и транс-танцоров».

Официальное сообщение школы в Лидсе звучит так: «Мы убрали балет из нашего дня прослушивания из-за его потенциально спорного характера». При этом поступившие в NSCD пока сохранят возможность обучения классическому балету. Стоимость учебы в Лидсе составляет 9250 фунтов в год для граждан Великобритании и 17 500 фунтов в год для иностранцев.

«Они» в мешковине: как реформируют балет ради трансгендеров

Изменения в хореографической школе начались не сегодня. В частности, ранее NSCD стала работать с ЛГБТ-активистами для того, чтобы программа обучения более подходила представителям секс-меньшинств. Сотрудникам школы рекомендуется в обращении со студентами использовать слово «они», дабы уйти от конкретного указания пола. Поощряются и прочие гендерно-нейтральные слова вместо «юноша», «девушка» и т. д.

Также в британских хореографических школах запущена кампания по отказу от облегающих костюмов, ибо они, по мнению реформаторов, создают неудобную ситуацию для трансгендеров.

Среди пользователей соцсетей в Британии развернулась оживленная дискуссия относительно проводимых изменений. Одни указывают на то, что NSCD позиционируется как школа современного танца, а значит, сохранение балетных стереотипов для нее необязательно. Другие возражают, что речь идет об отношении к классическому балету как к таковому и попытке его переделывания под формат «новой этики».

«Балет, как правило, ассоциируется с худыми людьми, а опера, наоборот, с крупными. В регби играют крупные ребята, а на “Тур де Франс” гоняются легкие. И что тут такого? Кто-нибудь остановит это безумие?» — задается вопросом один из британских читателей.

Просто «Щелкунчик»: за что в Германии отменили балет Чайковского

Но подобные голоса тонут в море «прогрессистов». И наступление на «устаревшую» культуру идет не только на Туманном Альбионе.

В ноябре 2021 года стало известно, что Государственный балет Берлина отказался от демонстрации балета «Щелкунчик», воссозданного в оригинальной версии Петра Чайковского и Мариуса Петипа.

Реконструкция, которой в 2013 году занимались российские хореографы Василий Медведев и Юрий Бурлака, обошлась в 1,5 млн евро. Однако с момента премьеры и вплоть до осени 2021 года «Щелкунчик» неизменно собирал аншлаги.

Исполняющая обязанности директора Государственного балета Берлина Кристиана Теобальд объявила о снятии «Щелкунчика» с репертуара, поскольку он оскорбляет чувства народов: «Например, китайский танец представляет собой стереотипное изображение китайцев, на сцене они ходят мелкими семенящими шажками… То же самое относится и к восточному танцу с гаремными наложницами и солистом, тело которого покрыто темным гримом. Все это вещи, которые теперь нельзя выпускать на сцену без объяснений».

Несмотря на то, что сами китайцы на творчество Чайковского не жаловались, а «Щелкунчик» стал любимым рождественским представлением в столице Германии, мировую классику пустили «под нож».

«Это потому, что я черная!»: как хитрая балерина Хлоя заработала на глупости чиновницы

Впрочем, немецкие репортеры выяснили, что под началом госпожи Теобальд чудесные вещи творились и раньше. В 2020 году, во время сокращения балетной труппы, устроила скандал балерина Хлоя Лопес Гомес. Чернокожая француженка, учившаяся в Москве, состояла в труппе Государственного балета Берлина с 2018 года. После того как с ней не продлили контракт, она стала рассказывать журналистам страшные вещи: дескать, ее преследовали и дискриминировали по цвету кожи, а во время «Лебединого озера» заставляли «отбеливать лицо».

Руководство Государственного балета Берлина встало на сторону Хлои. «Мы осознаем, что балетный жанр маргинализировал людей, не принадлежащих к европеоидной расе, на протяжении всей своей истории. Балет должен быть зеркалом общества и отображать разнообразие», — говорилось в официальном заявлении. В итоге балерине выплатили 16 000 евро компенсации и продлили контракт. Правда, вскоре Хлоя с гордо поднятой головой ушла в Рейнский балет, где сосредоточены на менее классическом репертуаре.

А вскоре после этого женщина-балетмейстер, обвинявшаяся в расизме по отношению к француженке, сама подала в суд на балет Берлина, оспорив наложенные на нее взыскания. И на слушаниях многочисленные свидетели подтвердили, что в действительности ничего из того, о чем рассказывала Хлоя, не было. Вместе с ней уволили еще девять артистов, входивших в так называемый кордебалет, причем все ее товарищи по несчастью были белыми. Причина очень простая — профессиональные умения уволенных были слабее чем у тех, кто остался

В итоге суд встал на сторону женщины-балетмейстера, обязав снять с нее все наложенные взыскания. А человек, поставленный во главе труппы столичного балета Германии, просто следует веяниям моды.

Чиновников не жалко абсолютно. А вот искусство — очень. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах