Ни для кого не секрет, что современная обстановка в мире далека от стабильной. Давление на Россию со стороны так называемого «коллективного Запада» нарастает, и руководству страны приходится реагировать на все новые и новые вызовы.
Главная героиня громкого дела
Но порой кажется, что гораздо опаснее для России не внешние угрозы, которые для большинства населения страны очевидны, а то, что понять решительно невозможно.
В 2012-2015 гг. над Россией прогремело так называемое «дело „Оборонсервиса“», в ходе которого были вскрыты вопиющие факты злоупотреблений в Министерстве обороны России.
Создавалось впечатление, что страна откатилась другую эпоху, столкнувшись с присущим имперским временам институтом фаворитизма.
Главной героиней всего этого сериала стала начальница департамента имущественных отношений Министерства обороны России Евгения Васильева. Даже оказавшись под следствием, дама вела себя более чем уверенно. История о посещении госпожой Васильевой ювелирного салона в момент нахождения под домашним арестом стала поистине легендарной.
В итоге же громкое дело закончилось тем, что Васильева была осуждена на 5 лет лишения свободы за мошенничество. В срок заключения было включено время нахождения в СИЗО, а также под домашним арестом. В итоге, проведя в колонии всего 34 дня, Васильева 25 августа 2015 года была условно-досрочно освобождена.
Подарок для Русского музея
Еще находясь под следствием, госпожа Васильева начала художественную деятельность под псевдонимом EVA. Сегодня на ее счету — более 15 художественных монографий, посвящённых современному искусству в различных направлениях (видео, фото, инсталляция, скульптура и т. д.), а также участие в различных художественных выставках.
В 2016 году стало известно, что в Русский музей поступили переданные в дар полотна Евгении Васильевой. В музее заявили, что это обычная практика, когда подаренные работы прибывают сначала на временное хранение. Картины будут находиться в этом статусе до проведения фондово-закупочной комиссии, в рамках которой музейные эксперты — обычно это 30-40 специалистов — определят художественную ценность картин и необходимость их включения в коллекцию.
После того как эта новость разлетелась по СМИ, пресс-служба музея заявила: «В Русском музее состоялось заседание Экспертной фондово-закупочной комиссии, на которой было принято решение отклонить принятие в дар работ Е. Н. Васильевой „Транскриптаза“ (триптих)». Отказ обосновали «несоответствием собирательной практике музея».
Госпожу Васильеву это никак не расстроило. Если картины не приняли в одном музее, значит, найдется другой. Тут выставка, там экспозиция, и постепенно создается образ маститого творца.
Почетный академик
Например, в августе 2019 года в Государственном музее Востока проходила выставка под названием «Око». Организаторами выставки, согласно опубликованной на сайте информации, выступали Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей Востока, Фонд поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты».
В аннотации к выставке говорилось: «Государственный музей Востока и фонд „Русские меценаты“ представляют выставку „Око“. Зрители увидят произведения художника, выступающего под псевдонимом EVA. Работы EVA хорошо известны ценителям современного искусства на Западе и в США. Однако до последнего времени у широкого круга зрителей в России не было возможности познакомиться с творчеством художника».
И таких выставок у Васильевой великое множество. И к каждой прилагаются восторженные отзывы критиков.
А осенью 2020 года стало известно, что Евгения Васильева стала почетным академиком Российской академии художеств (РАХ). «Благодарю Российскую академию художеств за оказанную честь быть почетным академиком Российской академии художеств», — написала она в Facebook.
Пресс-служба РАХ объяснила, что Васильева — участница многочисленных групповых и персональных выставок на российских и зарубежных выставочных площадках. Ее работы выставлялись в том числе в Государственном музее Востока и Pop-up museum в России, на London Art Biennale (Великобритания), в Diocean museum of Caltagirone (Италия), CICA Museum (Южная Корея), Residence Gallery (Франция) и других. По данным РАХ, работы Васильевой находятся в коллекции фонда Музея современного искусства города Гибеллина, Епархиального музея города Кальтаджироне и в коллекции Пьера Кардена.
Бунт художников
Художники, когда их напрямую спрашивают о творчестве Васильевой, отчего-то отводят глаза в сторону и стараются уйти от обсуждения темы. Но иногда, что называется, не выдерживают.
Новая выставка Васильевой в Петербурге вызвала скандал. Более 300 сотрудников и студентов Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина подписались под петицией с требованием убрать из музея Российской академии художеств (РАХ) картины Васильевой.
Ректор академии Семен Михайловский в беседе с «Фонтанкой» заметил: «Данная выставка никакого отношения к нашему учебному заведению, к Санкт-Петербургской академии художеств, не имеет. Она организуется Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств. Всерьёз обсуждать художества Васильевой, давать оценки ее работам — вообще нелепое занятие. Я категорически против подобных проектов с участием одиозных персонажей, дискредитирующих как современное искусство, так и уважаемые институции. Это, конечно, безобразие (иного слова не подберёшь)».
Михайловский вспомнил в связи с происходящим римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, более известного, как Калигула. По утверждению историка Гая Светония Транквилла, император сделал своего любимого коня Инцитата римским сенатором.
Ход конем: кто кого высмеивает?
К слову, эту историю, ставшую канонической, многие специалисты склонны трактовать иначе, чем принято. Согласно одной из версий, Калигула вовсе не сходил с ума, а просто хотел высмеять членов Сената, с которыми находился в конфликте.
Кто кого хотел высмеять, возводя Евгению Васильеву в ранг почетного академика Российской академии художеств, неизвестно. Но получается, что высмеяли российское государство, понесшее от деятельности чиновницы значительный ущерб, российское правосудие, которое проявило к главной фигурантке «дела „Оборонсервиса“» фантастическую гуманность, и российских граждан, поверивших было, что закон для всех один.
Что остается нам, грешным? Пожелать художнице Васильевой больших творческих успехов, а гражданам страны — истовой веры в то, что справедливость и правда все-таки существуют и способы их достижения не всегда обязаны быть столь же суровыми, как в эпохальной картине «Брат-2».