Выставка неизвестной художницы, но известной персоны в первую очередь привлекла внимание журналистов. Продавцы маленьких магазинчиков возле галереи «Экспо-88», где готовится вернисаж знаменитой «арестантки», быстро замечают людей с камерами и кричат: «Журналисты? Вы уже десятые. Вам туда».
Картины бывшего руководителя Департамента имущественных отношений Минобороны РФ выставлены в совсем небольшом помещении. На стенах около 20 избранных полотен: пейзажи, натюрморты, абстракции. Ни одна из них не будет выставлена на продажу — только показ. Художница на открытии не присутствует, так как следователи не дали разрешения.
«Почему нет портрета Анатолия Сердюкова?» — пытают журналисты куратора выставки, директора галереи Елену Яковлеву. «Потому что я эту картину не отобрала, — терпеливо отвечает куратор. — Когда мы начали работать над выставкой, у Евгении было написано около 60 полотен, но она очень продуктивный автор – может писать 3-4 картины за ночь — сейчас их у нее более ста. Художница полностью доверилась моему вкусу, хотя иногда она очень удивлялась тем полотнам, которые я выбирала. Портрет Анатолия Сердюкова я видела, работа интересная, написанная в реалистичной манере, но я выбирала то, что созвучно моему мировоззрению».
Выставка называется «Цветы из неволи». В зале действительно есть несколько классических цветочных натюрмортов — говорят, букеты Васильевой обычно передают друзья и для нее это как будто бы «вести из свободной жизни». Но помимо цветов, многие работы — скорее автопортреты. На одном Васильева изобразила себя со связанными руками и красными крыльями за спиной, на другом к ее плечам гвоздями прибиты погоны.
На картине «Травля» на девочку, закрывшую лицо руками, набросились стаи птиц, а чуть поодаль валяется книга стихов. Сама Васильева за время домашнего ареста успела издать книгу стихотворений и написать достаточно объемную поэму, посвященную своему заточению. Ходят слухи, что и музыкальное оформление выставки — это творчество фигурантки дела «Оборонсервиса».
«Вот, посмотрите, работа «В заточении»: мы опять видим маленькую девочку — она на всех полотнах представляет себя очень маленьким человеком, - поясняет куратор Елена Яковлева. Девочка заблудилась. Но там есть просека, солнце, надежда на выход! А вот картина «К небу» — подоконник, открытое окно, хочется сброситься, и маленькая девочка поднимает руки вверх, хочет подняться. Не шагнуть вниз — а взлететь».
Судебная тематика в творчестве Васильевой представлена тоже достаточно широко: картина, показавшаяся рядовым посетителям выставки, по отзывам, очень доброй и позитивной показывает портреты клоунов и арлекинов. Чуть поодаль, покачиваясь на шаре, балансирует хрупкая девушка. Подпись гласит: это суд.
На другой картине изображена слепая Фемида, с прической, напоминающей то ли ботву ананаса, то ли волосы медузы Горгоны. Вокруг как будто летают рыбы и осьминоги, что позволяет предположить, что ослепшая богиня правосудия находится где-то на дне морском.
«Вот довольно страшная картина «В клетке» — какая-то пещера, в ней маленькая девочка, стены исписаны стихами» — рассказывает Елена Яковлева.
«А не намек ли это, что она пешка в большой игре?» — быстро спрашивают журналисты.
«Не знаю, я не погружаюсь в такие категории» — поясняет куратор.
Кстати, в каталоге работу сопровождает стихотворение автора — «Птицу в клетку заперли, крылья погубили, тяжесть нацепили, под замок закрыли, и свободно птица больше не летает, трепетно отныне птица увядает». Далее еще три строфы о боли, увядании и тоске по свободе.
На выставку зашел и академик Российской академии художеств Юрий Мирошниченко, который, кажется, творчество Васильевой не оценил. «Нет, ну вы посмотрите, говорят это прямо Матисс» — обращается к академику посетитель выставки, картины оценивший. «Ну и хорошо, что говорят, а я промолчу, — отвечает Мирошниченко. — Нет, ну интересно, интересно, что человек хочет себя как-то проявить. Огуманитарить». Художник быстро уходит на улицу.
«А вот я бы купил пару картин, посмотрите, сколько в них позитива, я бы повесил в спальню и радовался, — рассказывает новый поклонник творчества Евгении Васильевой Валерий. — Наивное искусство — оно очень веселое, радостное, как улыбка ребенка. Никогда не поздно жить, влюбляться и творить. Я бы очень хотел лично засвидетельствовать почтение автору».
Сотрудники галереи в ожидании волны посетителей — говорят, интерес проявили не только журналисты: «Звонили люди, спрашивали, уж не знаю, чтобы поглумиться, или действительно интересно. Будем ждать гостей». Правда, на открытии всё-таки больше журналистов и художников, которые не могли пропустить интересное на их взгляд событие. В галерее предполагают, что поток посетителей лучше ждать ближе к вечеру — люди зайдут после работы.
Куратор и владелица галереи призывает не относиться к автору полотен слишком критично: «Художник — творческая личность, и нельзя ему обрезать крылья. Вы найдите человека, который полгода занимается живописью — Евгения сначала делала копии работ старых мастеров, потом стали писать свои — и с нуля сотворила все, что вы сейчас видите. Если она будет писать в таком же количестве, с той же жаждой, как знать, какой художник из неё получится».
Журналист и писатель, один из основателей желтой прессы в России Игорь Дудинский во вступительном слове к каталогу выставку и вовсе пророчит Васильевой большое будущее и всемирную славу:
«Вдумайтесь в парадоксальность момента. Узница, томящаяся в неволе, дарит нам, счастливым и безмятежным, цветы, которые она вырастила своими руками! Разве они не прекрасны вдвойне! Впереди у Евгении Васильевой — усыпанная терниями и звездами дорога, которая просто обязана привести ее картины в лучшие выставочные залы и галереи мира».
Кстати, помещение под выставку Васильевой галерея предоставила бесплатно. Вход на выставку — свободный. Экспозиция будет работать с 14 по 16 апреля.