Десантники США приехали в Москву по приглашению своих коллег из России. И конечно, российские представители военно-воздушных войск хотели показать американским гостям уникальный музей — «Музей великих войн. Союзники и ленд-лиз». Он был создан в 2004 году при поддержке префектуры и управления образования Центрального административного округа столицы.
К сожалению, чтобы попасть в него, союзникам, как когда-то в 1945-м, пришлось объединиться и вести бой совместными силами.
Посещение становилось отчётливым штрихом в патриотическом воспитании подрастающего поколения, поскольку здесь они узнавали и о том, что власти союзных стран открыли второй фронт, когда исход войны был уже предсказуем, и о том, с каким восторгом относились к нашей армии рядовые солдаты союзников.
Этой школы больше нет — она влилась в комплекс с 627-й школой, и директор комплекса Людмила Павлюченко, принимая новое подразделение, обнаружила, что музей занимал помещение незаконно.
«Директор даже не соизволила поговорить со мной! — рассказал журналистам офицер запаса Николай Бородин. — Наш представитель пробовал попасть к ней на приём, но услышал из-за двери, как она велела секретарю сказать, что занята…»
Получается, что вся ценность музея оказалась в… занимаемой им площади?
Ответственная свобода
Незадолго до того, как ситуация с разгромом школьного музея стала известна общественности, в школе случился неприятный инцидент — в коридоре распылили газ. Школьников пришлось эвакуировать (правда, затем директор опровергла это), восемь человек обратились за помощью к медикам. В 627-ю в разгар учебного дня прибыли сотрудники МЧС, несколько бригад скорой помощи…
Директор объяснила, что газ распылили отличницы из 10 класса, одной из которых папа купил баллончик, чтобы не страшно было ходить по улицам в темноте. И тут же сообщила, что с ними работают представители комиссии по делам несовершеннолетних.
«Отличницы», «папа» и «комиссия» — снимают ли эти ключевые слова вину со школы? Руководитель столичного департамента образования Исаак Калина уверен, что воспитанием детей должны заниматься не только родители. Он не раз публично настаивал на том, что это актуальная задача школы.
«То, какими растут школьники, какими гражданами они станут, и есть главная цель системы образования. Надеюсь, не мне одному хочется, чтобы среди качеств, которые мы в них воспитаем, была ответственная, грамотная свобода», — говорит он.
В процессе воспитания ответственной свободы, как и вообще ответственности за свои поступки, немаловажную роль играет и военно-патриотическое воспитание. А в наше время массированного давления на молодёжь идеологии гламура с её несерьёзным и легковесным отношением к жизни это ой как важно.
Личная коллекция
Общественный резонанс, который вызвало сообщение о ликвидации «Музея великих войн. Союзники и ленд-лиз», помог его создателю договориться о встрече с директором школы. По словам Людмилы Павлюченко, она уже неделю ведёт переговоры с Николаем Бородиным и его сыном.
«Пока это нельзя назвать музеем — скорее, складом личных вещей, — объяснила свою позицию Людмила Васильевна. — Да, там уникальные экспонаты, но все они принадлежат семье Бородиных. Этот музей не числится в реестре школьных музеев, а Николай Бородин не является сотрудником школы. Чтобы музей ленд-лиза обрёл законный статус, нужно получить лицензию, сертификаты на каждый экспонат, установить витрины, в которых эти экспонаты должны храниться. Ведь там имеется стрелковое и холодное оружие, которое необходимо демилитаризовать, а также предметы с колющими и режущими частями — всё это не должно быть доступно школьникам».
В школе, как сказала директор, нашлись энтузиасты, которые готовы помочь семье Бородиных пройти все процедуры и узаконить существование музея в стенах школы. Рабочая группа уже сформирована.
«Конечно, в этом случае хотелось бы, чтобы какие-то экспонаты были переданы из частной коллекции школе — согласно требованиям нормативно-правовой базы. А вообще, коллекция очень большая — 2 тысячи экспонатов! Два кабинета для неё, конечно, малы», — объяснила Павлюченко.
Сложившуюся ситуацию директор школы, по её признанию, обсудила с начальником управления образования ЦАО Виктором Фертманом.
«Итог разговора — музей либо останется у нас, но на законных основаниях, с оформлением всех необходимых документов и выполнением требований Правил пожарной безопасности и Санитарных правил и норм, либо для него найдётся другое помещение — возможно, на условиях безвозмездной аренды, — добавила она. — Но пока коллекция в школе, для меня важны прежде всего вопросы безопасности, поскольку в этом помещении обучается 650 детей. Потому необходимо убрать дверь со стороны двора. И доступ должен быть только через центральный вход с обязательной регистрацией в журнале каждого посетителя. Таковы наши требования — они соответствуют режиму работы образовательного учреждения».