Столичная инициатива
На своей традиционной пресс-конференции президент страны Владимир Путин вновь упомянул о школьных сочинениях. «Творческая работа при написании сочинения - серьёзная вещь, которая обогащает как сам учебный процесс, так и учащихся», - сказал он.
А днём раньше введение сочинения для десятиклассников уже в нынешнем учебном году обсуждалось на пресс-конференции Исаака Калины, министра столичного правительства, руководителя Департамента образования.
«Именно московские учителя русского языка и литературы первыми выступили с предложением, чтобы одно из шести сочинений, которые традиционно в течение года пишут десятиклассники, провести в форме единого городского сочинения, - пояснил он московскую инициативу. - И если в 2015 г. будет выполнено поручение президента (а я уверен, что оно будет выполнено), то наши школьники окажутся психологически и организационно более подготовленными к новой форме итоговой аттестации».
«Многие директора на выпускном вечере, когда мы вручали аттестаты, читали цитаты из сочинений детей. Это были глубочайшие мысли, серьёзные рассуждения, в которых была видна гражданская позиция. Мне кажется, сочинение - это та самая форма, которая в том числе воспитывает гражданскую позицию», - дополнила слова министра Татьяна Дробышева, директор школы № 138.
Какими вырастут?
Новые образовательные стандарты (ГОСы) на первое место поставили личностное развитие ребёнка, а предметные успехи детей стоят лишь на третьем месте. На это обратила внимание Ольга Ярославская, директор школы № 1298. Она рассказала, что в её школе разработана система оценки социальной активности детей. Есть даже специальный дневник, который называется «Лестница успешного человека».
А для того чтобы школьники могли окунуться в социум за пределами школы, возрождается давний опыт приобретения профессиональных навыков во время учёбы. Происходит это примерно по той же модели, по которой в советское время работали УПК - учебно-производственные комбинаты. Старшеклассники - по их желанию и желанию родителей - на базе МАИ учатся работать на современных станках с программным управлением.
«То, какими растут школьники, какими гражданами они станут, и есть главная цель системы образования», - считает Исаак Калина.
Конечно, в отличие от успеваемости по предметам уровень воспитательной работы трудно измерить и оценить. Но всё же есть, по его словам, одна вполне измеряемая вещь.
«Несмотря на то что количество несовершеннолетних в Москве за эти годы существенно прибавилось, количество правонарушений среди них, к счастью, в 2013 г. намного ниже, чем в 2010-м. И надеюсь, что в 2018 г. оно будет намного ниже, чем в 2013-м», - сказал министр.
Кто директор?
Руководитель Департамента образования удовлетворён результатами объединений московских школ и теперь считает важной задачей сформировать дееспособные команды профессиональных управленцев в этих крупных образовательных комплексах.
Первый шаг уже сделан: отработана процедура назначения первых лиц. Департамент представляет несколько кандидатур. Кто из них больше подходит на должность директора конкретной школы в конкретном районе - это теперь решает управляющий совет самой школы или муниципальные депутаты.
«Если школа своими результатами доказала, что она вносит весомый вклад в развитие массового образования, то есть входит в Топ-400, я обращаюсь к управляющему совету этой школы. Если значимых достижений пока нет - пишу письмо в муниципальное собрание депутатов с просьбой через их структуры (комиссию или совет по образованию) рассмотреть предложенные кандидатуры», - пояснил Исаак Калина.
Недавно, по его словам, такое обсуждение прошло в Марьине. Оно было очень горячим, но в итоге одна из кандидатур всё-таки «прошла» депутатский ценз. И уже готовится приказ о назначении.