Судьбоносный троллейбус
На самом деле при рождении у Тамары Васильевны была фамилия не Семина, а Бохонова. Но в семье случилась трагедия, на войне погиб отец будущей актрисы, командир танкового взвода Петр Бохонов. Мать забрала детей и уехала в эвакуацию в Брянск. А в 1946 году встретила Петра Семина, влюбилась, вышла замуж и взяла фамилию мужа, который вырастил и воспитал ее детей. Тамара была очень благодарна отчиму, поэтому оставила себе его фамилию.
Семина училась на «хорошо» и «отлично», а после 8-го класса поступила в школу рабочей молодежи. Причем она успевала и учиться, и подрабатывать библиотекарем. Все были уверены, что Тамара после института вернется в школу в качестве педагога. Ведь девушке отлично давалась учеба, особенно она любила литературу. Это неудивительно, ведь преподавал ее сам Булат Окуджава.
Но Тамара захотела попытать счастья в Москве. Семина рассказывает, как приехала в совершенно незнакомый город, села на первый попавшийся троллейбус, и он довез ее ВГИКа. Девушка зашла поинтересоваться, что нужно для поступления, но оказалось, что экзамены уже начались, новых абитуриентов не брали. Тамара все-таки заглянула к декану и благодаря своей настойчивости получила шанс сдавать экзамены в общем потоке. И все сдала!
Закурила для роли
Студентка ВГИКа Тамара Семина быстро стала знаменитой. Ее, совсем юную, режиссер Швейцер пригласил на съемки картины «Воскресение» по роману Льва Толстого. На пробах Швейцер заявил, что для роли Семиной нужно научиться курить. Девушка купила папиросы и послушно начала учиться — дымила в своей общежитской комнате, как паровоз. Правда, и во время съемок двумя пальцами удержать папиросу у нее не всегда получалось, поэтому Тамара каждый раз после слова «Мотор!» начинала коситься на руку — боялась уронить дымящийся окурок. В итоге получилось то, что надо: взгляд у Семинской Катюши Масловой был искоса, с поволокой, игривый. Тамара Васильевна признается, что снималась в роли Катюши Масловой совершенно бесплатно, ведь это была ее дипломная работа.
Кстати, по типажу Семина не сильно подходила на роль Масловой. У Толстого это была женщина в теле, а в Семина была, как тростинка, тонкая и звонкая. Режиссер ругался, требовал, чтобы актриса поправилась. Друзья по учебе очень переживали за девушку, поэтому помогали ей — подкармливали. Но на каникулах все разъехались, и Тамара снова начала худеть. Режиссер был в бешенстве. Но что делать? Стипендия маленькая — не отъешься. Немного помогла жена Швейцера. Подкинула Семиной 25 рублей и наказала, чтобы все деньги та потратила только на еду.
Бесплатная работа окупилась сторицей. В 1961 году, после выхода фильма на экраны, Семину признали лучшей актрисой года, лучшей актрисой Семина стала на 25-м международном кинофестивале в Локарно и на аргентинском фестивале кино.
«Куртизанила» только в кино
Кстати, худоба Семиной не подошла не только Швейцеру, но и Иосифу Хейфицу. На пробах к фильму «День счастья» она играла потрясающе, вошла в роль идеально, но стройные пропорции никак не шли тридцатилетней мадам, которую должна была сыграть Семина. Наедать лишний вес было некогда — фильм не ждал. В этот раз Семиной под костюм делали специальные накладки, чтобы она казалась больше и дороднее.
После роли Катюши Масловой ее постоянно звали на роли куртизанок. Тамаре такие предложения порядком пнадоели, и она снова пошла к Швейцеру, заявила ему: «Вы меня „породили“, помогите теперь „убить“!». И Швейцер сделал актрисе протекцию на роль комсомолки леспромхоза в фильме «Порожний рейс».
Осталась без люстры
Фильм «Мать человеческая» — новая работа, тяжелая и физически, и морально. Съемки шли с сентября до февраля. Сначала дождь, потом снег, промозгло, холодно, а Семина перед камерами в тоненьком платье, босая бежит плавать в ледяную воду.
Семину на работу зазывали не только ведущие советские режиссеры, предлагали ей роли и за границей. Как-то во время командировки в ГДР к Тамаре подошли немецкие коллеги и предложили поработать в новой немецкой картине. Но у Семиной на тот момент были, как в известном анекдоте, «елки» — очередная картина с режиссером Швейцером, которому она была обязана началом своей звездной карьеры. Разве могла она ему изменить? Потом через полгода из Берлина поступило еще одно предложение. Но Семиной снова пришлось дать немцам от ворот поворот — она снова была занята. Когда об этом узнал друг актрисы Николай Крючков, он покрутил у виска и сказал: «Вот же ты дура, поехала бы, заработала, люстру бы себе купила».
Тамара Семина, пусть и осталась без немецкой люстры, зато вниманием режиссеров на родине оказалась не обделена. Она сыграла около 100 ролей в кино. Актриса любит по этому поводу читать свои стихи:
Я целовалась с Михалковым,
Любовь к Никите не тая,
Спала с красавцем Куравлевым,
Бернесу изменяла я,
На пляже с Дуровым лежала,
Пила с Матвеевым вино,
А от Никулина рожала.
Как жаль, что это все в кино.
Так оно и было. С другими мужчинами Тамара Васильевна целовалась только в кино, а в личной жизни она была верна своему единственному мужу Владимиру Прокофьеву. Когда у него случился инсульт, актриса сократила работу в кино и посвятила все свое время супругу. Она ухаживала за ним 16 лет. После смерти супруга актриса осталась одна. Но она не любит об этом рассказывать, слишком тяжела для нее оказалась эта потеря.