«Совсем новые песни не выкладываю в Интернет — они все грустные. Жду, когда сочиню весёлую», — признался «АиФ» музыкант, автор острых сатирических песенных памфлетов Василий Обломов, на днях отметивший 30-летний юбилей.
Живу здесь, а не там
Владимир Полупанов, «АиФ»: Василий, вы недавно вернулись с гастролей из-за границы. Как публика принимала вас? Ведь сейчас нашу страну западные СМИ рисуют исключительно в чёрных тонах.
Василий Обломов: Поскольку живу здесь, а не там, то не могу понять, по какой причине все русскоговорящие люди, встреченные мною за границей, сильно скучают по России. Их волнует то, что происходит здесь. Они в курсе всего, интересуются, спрашивают, черпают информацию в Интернете, в том числе и из независимых источников. Мне это показалось несколько странным: «Зачем уезжать и всё равно жить российской жизнью?» В США, например, иммигранты, с которыми я познакомился на улице, признались мне, что любят Путина. Они уверены, что у нас в стране всё хорошо. Но по какой-то причине сами уже 30 лет живут не в России и возвращаться не собираются.
— Ваша новая песня, исполненная вместе с Гариком Сукачёвым, называется «Грёбаный стыд». Стыд для вас — двигатель творчества?
— Сильные эмоции всегда являются двигателем творчества. Если бы я был чрезвычайно счастливым человеком, думаю, сочинял бы радостные песни а-ля «Бич бойз» про сёрфинг и солнечную погоду. Но пишется только о том, что волнует. Поэтому совсем новых песен я давно не выкладывал в Интернет. Они все грустные. Вот жду, когда уже сочиню весёлую.
— Неужели нет поводов для радости? Вы пессимист?
— Наверное, да. По крайней мере сейчас. Ощущение от происходящего вокруг появилось не сейчас и не вчера. Опять же это может быть связано с тем, что я человек такой. А для кого-то, может быть, вся эта ситуация с озлобленными кухонными патриотами кажется прекрасной.
— В одном из интервью вы сказали, что «слово — это не граната». Но ведь оно может не только ранить, но и убить. Вам не приходило в голову, что кого-то ваши песни могут ранить?
— Нет, потому что умный человек поймёт, что это песня. И может не слушать её. Ситуация, когда есть одно мнение, а другое неправильное, близка к фашизму. Это как, помните, Гитлер велел сжечь картины Пикассо, потому что считал их бездарными и неправильными. Почему зрители или слушатели считают, что автор им чего-то должен? Режиссёр «должен был снять иначе», и герой в его фильме «не должен был умирать», и т. д. Ты можешь это не смотреть, но требовать снять по-другому права не имеешь! Поэтому, если кого-то мои песни обижают, это проблемы этих людей. Если на песни начнёт обижаться государство, то это будет очень глупое государство.
— Песня «Налёт Якубовича» — она ведь про конкретного человека. Он не обиделся на вас?
— Это номер из проекта «Господин Хороший». По-моему, один из самых удачных. Это тоже была попытка сказать о вечном через частное. Когда клип на эту песню показали на телеканале «Дождь», Якубович был гостем передачи и всё видел, смеялся. Ему в этот же вечер (как в песне) предложили возглавить протест, и он отказался. Было смешно.
«Ни бум-бум»
— Вы дали такое определение российскому шансону — «косноязычная некрасивая срамота про тюрьму, волю и жизнь между ними». Почему у нас этот жанр так востребован?
— У меня нет ответа на вопрос, почему у нас так это любят. Если ты садишься в такси в каком-нибудь провинциальном городке, можешь не сомневаться — у водителя всегда найдётся сборник с песнями типа «Слюшай, мент, я по фене ни бум-бум». Меня лично всегда угнетает качество того, как это сделано. Ну бог с ним, убогая песня, глупый текст, банальная мелодия. Но записано всё так кондово — под аккомпанемент дешёвого синтезатора. Недавно я наткнулся в телевизоре на Илью Резника, который вместе с детьми исполнял под фонограмму пошлейшую песню. Она была сделана, как махровый шансон. Мне кажется, что это в высшей степени неуважение к сотрудникам тех органов, для которых он пел. Как-то певица Бейонсе выступала на инаугурации Обамы. Разразился скандал, когда пресса уличила её в том, что она пела под фонограмму. Если бы такое случилось у нас, то, думаю, вы согласитесь, что это бы не удивило ни первых лиц государства, ни исполнителя, ни журналистов, ни граждан страны. Вот за такое и бывает стыдно.