Примерное время чтения: 11 минут
5780

Устала быть спортсменкой и комсомолкой. Наталья Варлей — о стереотипах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Науки юношей пытают и девушек тоже 01/06/2022 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Наталья Варлей, 2022 год.
Наталья Варлей, 2022 год. www.globallookpress.com

Наталья Варлей на недавнем Втором Открытом фестивале патриотического кино «Малая земля» в Новороссийске была награждена почетным призом «Пылающее сердце» — символ зрительской любви, которую актриса завоевала, снявшись во всенародно любимых фильмах. Заслуженная артистка РСФСР провела свой творческий вечер и ответила на вопросы коррреспондента «АиФ». 

«Дети без любви не рождаются»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Наталья Владимировна, вы выпустили несколько поэтических сборников. Но вся ваша любовная лирика, как мне показалось, очень уж грустная...

Наталья Варлей: Грустная. Но это как поётся в песне на стихи Долматовского — «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви».

Книга актрисы Наталья Варлей «Во мне такая музыка звучит».
Книга актрисы Наталья Варлей «Во мне такая музыка звучит». Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков

— Ваша коллега, народная артистка РФ Раиса Рязанова сказала, что была замужем, родила сына, есть внук. Но что такое любовь, она так и не узнала. А вы в своей жизни испытали настоящую любовь?

— Конечно, испытала. Я считаю, что дети без любви не рождаются.

Я сначала снялась в фильмах «Кавказская пленница» и «Вий» — это 1967 год, потом пошла учиться на актрису, дальше родила старшего сына. И для старшего Васи, и для младшего Саши я всегда писала сказки. Особенно им нравились «Добрые сказки клоуна Баниласки». У меня записано много-много сказок детских, детских песен, дисков, кассет. Я их сама очень люблю. Часто ко мне подходят зрители с детьми: под вашего Баниласку засыпаем, с Банилаской едим. 

Об отцах своих детей Наталья Варлей никогда не рассказывала. Что же касается браков, то её первым официальным мужем был в 1967 г. актер Николай Бурляев. Вторым мужем в 1971 г. стал актер Владимир Тихонов, однокурсник по Театральному училищу им. Щукина, сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. В 1972 г. родился сын Василий Варлей. Владимир Тихонов не раз говорил в своих интервью, что Варлей приехала к нему на седьмом месяце беременности в киноэкспедицию картины «Русское поле», где он снимался с матерью, и потребовала расписаться в загсе. Владимир Тихонов Наталью из роддома не встретил и сына своим не признавал. По словам знакомых пары, вместе Наталья и Владимир прожили всего лишь 3 месяца, но Тихонов платил алименты. Незадолго до смерти Нонны Мордюковой «АиФ» спросил, общается ли она со своим внуком — сыном Натальи Варлей и Владимира Тихонова. Кинолегенда ответила: «Не общаюсь. Почему? Это, чтоб рассказать, много слёз лить надо». 

Молодая актриса Наталья Варлей на арене цирка. 1967 год.
Молодая актриса Наталья Варлей на арене цирка. 1967 год. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов

Василий Варлей закончил Институт современных искусств, снялся с матерью в фильме «Переходный возраст». Но роман с кинематографом не сложился, Василий работал водителем троллейбуса и т. д. Был женат, развелся, у актрисы есть внук Евгений Васильевич Варлей, окончивший университет в Вероне. 

Своему младшему сыну Александру Варлей, родившемуся в 1985 г., актриса дала своё отчество и фамилию. Опять же, по слухам, ходившим в кинематографическом мире и внешнему сходству, его отцом мог быть Народный артист Узбекской ССР Ульмас Алиходжаев. В сериале «Огненные дороги» на «Узбекфильме» Ульмас играл знаменитого узбекского поэта, революционера Хамзу Ниязи, а Наталья — Марию Кузнецову, актрису в театре Хамзы.

— Мой младший сын Саша стал режиссёром. Когда он учился ещё в институте, его пригласили помощником режиссёра к Коле Лебедеву в картину «Волкодав из рода Серых псов». Я тоже там снималась. Саша водил меня на грим, на костюм, очень ко всему серьезно отнесся — ему было 18 лет. «Саша, а какую тебе зарплату-то положили?» — спросила я его. Он на меня так посмотрел: «Ты что? Я буду заниматься любимым делом, а ты меня о зарплате спрашиваешь?» У меня было то же самое — когда мы получали роли, мы не думали о том, сколько нам заплатят. Главное — мы получили хорошую роль. 

«А вот об этом надо спросить Гайдая»

В своей автобиографической книге «Канатоходка» актриса рассказала, что на съёмках «Кавказской пленницы» в 1966 году между режиссёром Леонидом Гайдаем и Натальей Варлей произошёл конфликт из-за того, что режиссёр попытался поцеловать её. По её словам, ситуация развивалась следующим образом: съёмочная группа отметила в ресторане день рождения Алесандра Демьяненко, Гайдай проводил Наталью до номера в гостинице и вошёл в комнату вслед за ней без разрешения. «И мы сели — я на краешек стула, а Леонид Иович в кресло у окна — напротив. Ситуация была более чем неловкая. Я начала “заполнять паузу”, что-то лепеча про день рождения Саши, про завтрашние съемки. И тут в коридоре раздался громкий звук торопливых шагов, и в дверях остановилась Нина Павловна (Жена Гайдая Нина Гребешкова — Ред.). Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: "Мы говорим о работе!" Нина Павловна молча вышла». Режиссёр пошёл к выходу, Варлей за ним, чтобы запереть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл её изнутри, повернулся и попытался поцеловать Варлей. «Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера, закрыла дверь и заперла ее на ключ». После этого Нину в комедии озвучила Надежда Румянцева, хотя до этого претензий к голосу Варлей у Гайдая не было. Затем был второй удар...

После публикации этой книги вдову Леонида Гайдая Нину Гребешкову увезли в больницу с сердечным приступом.

— После вашей автобиографической книги остаётся впечатление, что у Варлей остались большие претензии к Гайдаю. В чем они?

— У меня не осталось к Гайдаю никаких претензий, кроме одного очень большого огорчения. Когда я пою на разных передачах «Где-то на белом свете», у меня обязательно спрашивают: «А почему же в кино за вас поет Ведищева?» А вот об этом нужно спросить у Леонида Иовича Гайдая и композитора Саши Зацепина!

Кстати, изначально я вообще не хотела сниматься в «Кавказской пленнице». У меня тогда только закончились гастроли с цирком в Одессе, я приехала в Москву, на столе лежала телеграмма, приглашение приехать на Мосфильм для знакомства с режиссером Гайдаем. Я приехала и познакомилась с очень мрачным человеком в очочках, который дал мне текст и сказал: «Читай». «Назначайте кинопробы», — таков был его вердикт. В следующий раз я приехала в выходной день уже с гастролей цирка из Тулы. Меня одели в брючки, какую-то рубашечку, Саши Демьяненко не было, из-за камеры мне подбрасывали реплики, в кадре со мной стоял ослик мосфильмовский. Я должна была его кормить морковкой, ослик заедал не только морковку, но и мою руку большими жёлтыми зубами, я безумно почему-то хохотала, и Гайдаю страшно понравилось. И потом вдруг возникла пауза, мне очень осторожно сказали: «Наташа, скажи, пожалуйста, а ты могла бы раздеться до купальника?» — «Конечно!» Пошла, разделась. Для меня-то, цирковой артистки, купальник — это моя униформа. А всей съемочной группе показалось, что девушка такая раскованная, такая смелая — пошла, разделась, вышла в купальнике, доиграла эту сцену с осликом и уехала опять в свою Тулу. Дальше я получила телеграмму, что утверждена на роль Нины. Я зарыдала, потому что мне совершенно не хотелось бросать цирк, даже на короткое время. Впервые увидев цирковое представление, я стала мечтать о профессии артистки цирка, и я этого добилась, я работала в воздухе — я, у которой природная боязнь высоты, летала над куполом, преодолев всё! Я была, как птица — и вдруг я должна спускаться на землю и играть в кино. Что, зачем? Я ответила: «Не буду сниматься». Но мой цирковой режиссер сказал: «Ты что! Ты представляешь, тебя будут объявлять: «Под куполом цирка исполнительница главной роли в фильме "Кавказская пленница"!. Ты представляешь, реклама какая? Ты должна сняться». Ему я перечить не могла, и поехала сниматься».

— То есть «Кавказская пленница» не входит в число ваших любимых работ?

— Нет, почему же — я эту картину люблю. И понимаю, что если бы не было этого фильма, возможно, я бы не выходила бы сегодня на сцену. Я понимаю, что я во многом этой картине обязана. Но ей в этом году 55 лет. Это было 55 лет назад, ребята! А мне начинают задавать вопросы про Этуша, про Демьяненко. Всё, что можно было рассказать, я уже рассказала. Поэтому это, с одной стороны, да, визитная карточка — «студентка, спортсменка, комсомолка», естественно. Но если фильму 55, то понимаете, сколько сейчас лет должно быть «студентке»? Сложно уже с этим смиряться. Мне не хочется, чтобы зрители, особенно сегодняшнее молодое поколение, думали, что у меня всего два фильма — «Кавказская пленница» и «Вий». У меня их намного больше, и есть очень интересные. Помню, в каком-то городе решили сделать наш совместный вечер с Александром Демьяненко. Выхожу я, и потом говорят: «А теперь будет историческая встреча Нины и Шурика». И выходит Саша Демьяненко — седой! И весь зал — ах! Он сказал: «Да, Шурики тоже стареют». Он очень огорчался, что его зовут только Шуриком, он ничем не мог уже перебить этот образ, хотя у него до Шурика были прекрасные работы. Незадолго до ухода мы с ним часто встречались. Я отказалась, а он согласился сняться в сериале «Клубничка»: «Мне нужно всё равно работать. Я понял, уже всё, я Шурик, уже посмертно Шурик». Зрители меня тоже воспринимают через призму «Кавказской пленницы», и хотят из меня тоже вытащить «Кавказскую пленницу» — а я другой совершенно человек на самом деле.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах