Примерное время чтения: 9 минут
49405

Ушла в 34. Злой рок звезды фильма «Берегите женщин» Галины Веневитиновой

Галина Веневитинова в фильме «Берегите женщин».
Галина Веневитинова в фильме «Берегите женщин». Кадр из фильма

Течение жизни никогда не останавливается и не делает пауз. Даже в праздничные дни заканчиваются чьи-то жизни, даже в канун Нового года на кладбищах прощаются с ушедшими.

Особый путь в искусство

31 декабря 1983 года, когда большинство советских граждан были погружены в предпраздничные хлопоты, на Долгопрудненском кладбище хоронили женщину. Немногочисленные случайные свидетели, бросив взгляд на табличку с именем и годами жизни, вполголоса произносили: «Господи, молодая-то какая!»

Но никто из них не знал, что прощаются с актрисой фильма, который на многие годы вперед стал популярным и любимым у зрителей большой страны.

У москвички Гали Желудько родители были самыми обычными, к актерской профессии отношения не имевшими. Но девочку еще в школьные годы тянуло на сцену: она участвовала во всех постановках самодеятельности, занималась в театральном кружке Дворца пионеров.

В профессию, о которой мечтала, она пошла своим путем — поступила на работу в Московский театр кукол, при котором была своя актерская студия. В театре-студии «Жаворонок» Галина Желудько и делала свои первые шаги в профессии.

Отработав несколько лет, она вышла замуж, взяв фамилию супруга — Веневитинова. Решив, что актерское образование ей все-таки нужно, Галина поступила на заочное отделение ГИТИСа.

Галина Веневитинова в фильме «Берегите женщин».
Галина Веневитинова в фильме «Берегите женщин».  Кадр из фильма

МТЮЗ ищет таланты

Девушка была предана профессии без остатка — на театральные подмостки Веневитинова выходила вплоть до последних дней беременности. А уже спустя несколько дней после родов, оставив сына на попечение близких, вернулась к репетициям.

В 1973 году выпускницу заочного отделения ГИТИСа пригласили на работу в Москонцерт, где она выступала в качестве чтеца.

Как раз в этот период разразился кризис в Московском театре юного зрителя. Павел Хомский, занимавший пост главного режиссера в течение восьми лет, получил приглашение в Театр имени Моссовета. Вслед за Хомским МТЮЗ покинули еще 10 актеров.

Положение было аховым, и в театре объявили просмотр талантов. Необходимость закрыть зияющие бреши заставляло руководство МТЮЗа отказаться от стереотипов и не заглядывать кандидатам в послужной список.

Среди тех, кто участвовал в отборе в МТЮЗ, оказалась и Галина Веневитинова. Ее взяли без колебаний — пластичная, великолепно танцующая, обладающая отличными вокальными данными, она стала настоящей находкой. К тому же Галина выглядела значительно моложе своего возраста, что с учетом специфики театра юного зрителя было весьма немаловажно.

Незаменимая и незаметная

Первый спектакль на сцене МТЮЗа она сыграла в феврале 1974 года, а спустя полгода Веневитинова дебютировала в своей первой главной роли в постановке «Мужчина 17 лет».

За десятилетие работы в МТЮЗе она сыграла около 25 ролей в 19 театральных постановках, выйдя на сцену в общей сложности более 1200 раз. Всегда улыбчивая, жизнерадостная, с великолепным чувством юмора, в труппе Галина стала настоящей палочкой-выручалочкой.

Веневитинова, как никто другой, легко и органично вписывалась в любой спектакль, если приходилось заменять в постановке коллегу, который по тем или иным причинам не мог играть роль в дальнейшем.

В частности, Галину Веневитинову ввели в гремевший на всю Москву спектакль «Три мушкетера» на роль Миледи. Актриса справилась отлично, совершенно не выпадая из уже сложившегося ансамбля исполнителей.

Но, как ни странно, в этом была и проблема. Критики, как правило, пишут рецензии о премьерных спектаклях, а введенная на роль Веневитинова в их поле зрения не попадала. В иных случаях, описывая постановку, критики сосредотачивались на более известных коллегах Галины, а ей в лучшем случае доставалась лишь дежурная похвала.

Необычно складывались и отношения актрисы с телевидением — ее приглашали и снимали, но речь шла о программах, подготовленных для Главного управления внешних сношений Гостелерадио СССР. Эти передачи предназначались для иностранной аудитории. Получалось так, что Галину Веневитинову лучше знали зрители за рубежом, чем дома.

Как заводская драма стала картиной о море

В 1980 году актрису пригласили сниматься в картину о девушках, которые мечтают стать моряками и всеми силами сражаются за это право.

Как вспоминал сценарист Анатолий Козак, изначально сюжет задумывался как производственная драма. Однажды Козак, побывав на металлургическом заводе, увидел работу женщин-формовщиц в литейном цехе. Его возмутило, что женщины заняты столь тяжелым трудом, и он задумал картину-протест. В первоначальном сценарии ответственный глава комсомольской организации металлургического завода, влюбившись в девушку-формовщицу, начинал борьбу за улучшение условий труда.

Автор принес сценарий на «Мосфильм», но там ему сказали, что подобных фильмов уже переизбыток. Тогда Козак предложил задумку Центральному телевидению, и на сей раз сценарий одобрили. Правда, его переделали почти до неузнаваемости: вместо завода — порт, вместо формовщиц — экипаж буксира. К тому же теперь дамы не страдали от трудностей, а, наоборот, требовали им их предоставить. В итоге получилась история об эмансипации и борьбе женщин с гендерными стереотипами. В 2020 году такой сюжет в Голливуде мог бы претендовать на «Оскар».

Валя-мотористка была на девять лет старше возлюбленного

А вот в СССР начала 1980-х фильм могли бы и не заметить, если бы не очаровательные актрисы в ролях экипажа буксира «Циклон» и не песни Юрия Антонова, для которого картина, получившая название «Берегите женщин», стала первой встречей с кино.

«Берегите женщин».
«Берегите женщин».  Кадр из фильма

Интересно, что юный экипаж девушек-комсомолок в действительности был не таким уж и юным. Младшей из актрис, Марине Шиманской, сыгравшей капитана Любу, было 25 лет, а старшей, Галине Веневитиновой, игравшей мотористку Валю, «стукнуло» 32 года.

Для сравнения — Игорь Скляр, исполнявший роль возлюбленного Вали Костика, был на девять лет младше партнерши.

Но на экране эта разница совершенно незаметна, в том числе и благодаря блестящей игре Галины Веневитиновой.

Она создала очень яркий образ — веселая, смешливая девушка, радующаяся солнцу, небу, музыке, танцам, влюбленная и любимая, верящая в счастливое будущее.

Механик Валя сразу полюбилась зрителям. Многие были уверены, что актриса станет новой звездой советского кино, и предвкушали новые фильмы с ней.

Диагноз как приговор

Никому и в голову не приходило, что в картине «Берегите женщин» Галина Веневитинова снималась, зная о страшном диагнозе.

На недомогание она поначалу не обращала внимания, списывая все на усталость от напряженного графика. Но лучше Галине не становилось, и она все-таки обратилась к врачу. После проведенного обследования ей поставили диагноз «лимфосаркома».

Актриса была настоящим бойцом — проходя курс лечения, она при первой возможности спешила вернуться на сцену. К сожалению, медики смогли лишь замедлить недуг, но не справиться с ним.

В 1982 году режиссер Александр Полынников, снявший «Берегите женщин», пригласил Галину в картину «Просто ужас!» — фантастическую комедию о том, как отец и сын поменялись телами.

Роль дворника Маруси в этом фильме стала последней в ее очень короткой кинокарьере.

Галина Веневитинова в фильме «Просто ужас!».
Галина Веневитинова в фильме «Просто ужас!». Кадр из фильма

Муж актрисы вспоминал, что в конце жизни ее мучили страшные боли, которые удавалось снимать только сильнодействующими препаратами. Но даже на уколах она возвращалась в МТЮЗ. Галина репетировала роль в новой постановке «Три дня в гостях» и верила, что, несмотря ни на что, сыграет в премьере.

Не довелось...

Она ставила себе небольшие цели — сыграть премьерный спектакль, встретить с сыном и мужем, Новый, 1984 год.

Когда коллеги и близкие, видя, как непросто ей дается каждый выход на сцену, предлагали отказаться от этого, она отвечала: «Если буду просто лежать — умру раньше».

8 декабря 1983 года Галина Веневитинова вышла на сцену в роли учительницы в спектакле «Новенький». В тот день зрители МТЮЗ могли увидеть ее в последний раз.

Мечта встретить еще один Новый год не осуществилась — актриса скончалась 29 декабря. Ее похоронили всего за несколько часов до боя курантов.

Остался фильм «Берегите женщин», ставший доброй памятью о прекрасном человеке, которому на этой земле было отмерено всего 34 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах