В истории отечественного кинематографа есть актеры, которых любила вся страна, но которым не досталось высшего почетного звания «народный артист СССР». Это происходило по самым разным причинам — так, для награждения требовалась определенная «выслуга лет», и кто-то просто не успел ее наработать до развала страны. У Евгения Весника в этом отношении все сложилось — народным артистом он стал в 1989-м, когда ему было 66 лет. Но на самом деле народным он стал задолго до этого, хотя трагические события в жизни вообще могли закрыть ему путь в искусство.
Сын врага народа
Весник родился 15 января 1923 года в семье отвоевавшего на Гражданской военного комиссара Якова Весника. После войны тот стал одним из тех, кто восстанавливал советскую промышленность — работал на различных должностях в Магнитогорске и Баку, развивал зарубежную торговлю СССР в США и Швеции, а в начале 1930-х стал первым директором металлургического комбината в Кривом Роге. В 1936-м Якова Весника впервые арестовали по обвинению в «троцкизме», но отпустили после заступничества Орджоникидзе. Через год заступаться было уже некому — последовали арест, суд и скорый расстрел. Супруга тоже попала в жернова «большого террора» — как жену «изменника Родины» ее отправили в ссылку в Казахстан. Так за 4 месяца 14-летний Евгений остался один и должен был оказаться в детдоме для таких же сирот с «неправильными» родителями, но знакомые отца — жена Орджоникидзе и всесоюзный староста Михаил Калинин — помогли ему устроиться и дали денег на первое время. Но дальше он заботился о себе сам — нашел работу, хотя для полноценной жизни пришлось распродавать библиотеку и родительские вещи.
Гвардии лейтенант
Великую Отечественную войну Весник вспоминать не любил, но его награды говорили сами за себя. Его призвали в 1942-м, определили в артиллерийское училище — и после ускоренного курса он оказался на фронте. Командовал огневым взводом, был адъютантом командира бригады, имел боевые награды, среди которых две медали «За отвагу» — за форсирование реки Свирь и за штурм Кенигсберга — и Орден Красной Звезды. Весник несколько раз был ранен, но, по его воспоминаниям, «легко отделывался, даже в госпитале не лежал». Он лукавил — под самый конец войны, под Кенигсбергом, получил тяжелую контузию и две недели провел на больничной койке.
Официально — артист
В артисты Весник подался сразу после школы, и документы он подал сразу во все театральные училища Москвы — в ГИТИС, в студии при театре Вахтангова и при МХАТ. Но выбрал в итоге училище имени Щепкина — там в месткоме работал знакомый, который обещал помочь материально. Учебу прервала война — впрочем, даже в училище Весник был руководителем самодеятельности, что, как он признавался, помешало ему при выпуске получить звание лейтенанта. После демобилизации он вернулся в родной вуз, окончил его — и был принят в театр имени Станиславского. Жизнь понемногу налаживалась — в 1945-м вернулась из ссылки и мать, — но он вспоминал, что молодые актеры тогда жили очень бедно и подрабатывали всеми возможными способами — например, помогали разгружать декорации, «шумели» во время спектаклей, изображая различные звуковые эффекты. Но по-настоящему Весник раскрылся как актер в театре Сатиры, куда перешел в 1954 году. Он первым в Советском Союзе сыграл Остапа Бендера — в спектаклях «Золотой теленок» Эммануила Краснянского и «Двенадцать стульев» Эраста Гарина, — и выходил в этом образе на сцену более 600 раз.
Не главные, но заметные
«Обижаться на судьбу никак не могу — потому что в конце концов я был приглашен в коллектив Малого театра уже сложившимся артистом с именем», — вспоминал Весник.
В свой любимый театр он перешел в 1963 году — и провел на его сцене почти 30 лет. Переиграл во всех спектаклях основного репертуара, сам занимался режиссурой — одной из его постановок стал «Ревизор» по Гоголю. И, разумеется, он много снимался в кино, хотя главных ролей не доставалось — видимо, Весник считался характерным актером, его приглашали сыграть персонажей при должности и власти, но добродушных. Но даже эти эпизоды заставили зрителей запомнить и полюбить этого актера — особенно после «Приключений Электроника», в которых он сыграл слегка рассеянного учителя математики, прозванного учениками «Таратар Таратарыч».
К концу восьмидесятых, когда подоспело почетное звание «народный артист СССР», Весник почти отошел от дел. Из Малого театра он уволился в 1992-м, в кино снимался редко — хотя тогда в его фильмографии появились роли в комедии Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода», в сериале Юрия Кары «Мастер и Маргарита» и в фантасмагории Владимира Меньшова «Ширли-мырли».
«Я — Женя Весник, поставленный в каждой роли в новые, предлагаемые автором обстоятельства. И вот от этих новых авторских обстоятельств и зависит, кто я — комик или трагик, — рассказывал Весник в интервью aif.ru о своем амплуа. — Что же касается несыгранного... Моя мечта — воплотить образы Салтыкова-Щедрина и Монтеня».
Но эта мечта так и осталась нереализованной. Он скончался 10 апреля 2009 года на 86-м году жизни после перенесенного инсульта. Его прах похоронен на Троекуровском кладбище.