«Самому было страшно…»
Ольга Шаблинская, «АиФ.Здоровье»: Недавно прошёл фестиваль «Фабрика Станиславского», где вы – художественный руководитель. Но почему наградили призами только актёров и обошли режиссёров, сценаристов?
Сергей Безруков: Мы – за актёрский театр. В «Табакерке», где я прослужил 20 лет, у моего учителя и мастера Олега Павловича Табакова всегда был именно актёрский театр. У нас были замечательные спектакли ярчайшей формы. Например, у Володи Машкова – «Страсти по Бумбарашу». Но вся критика после спектакля уходила со словами: «Какие блестящие артисты!» Русская театральная школа, мне кажется, № 1 во всём мире, и содержание должно всё-таки превалировать над формой.
Во время фестиваля был показан спектакль «Совершенно невероятное событие. Женитьба» Фонда слепоглухих «Соединение». Там играют люди с ограниченными возможностями. Это что-то уникальное. Постановка в очередной раз подчёркивает, что не бывает артистов правильных и неправильных – есть понятие «актёр» или «не актёр».
– Вы режиссёр в Губернском театре. Знаменитую фразу Станиславского «Не верю!» употребляете на репетициях?
– Нет, никогда не употреблял. Верю – не верю, это как фактически на ромашке гадать: любит – не любит. И тем не менее эта знаменитая фраза Станиславского – некий символ. «Верю» – это значит на сцене не игра, не представление, а жизнь человеческого духа, о чём и говорил Станиславский. Когда зазор между ролью и артистом настолько минимален, что он почти не виден, почти стёрт.
– Вы как-то сказали в интервью, что волнение – ненужная вещь на сцене. А Гафт, например, говорит, что волнуется по сей день перед выходом на сцену.
– Волноваться нужно, иметь то самое знаменитое актёрское вдохновение. Если ты волнуешься перед выходом на сцену, значит, ты ещё профессионал, ты ещё артист. Но бывает нервозность ненужная – от того, что ты редко выходишь на сцену. Эти нервы мешают тебе свободно существовать на сцене. В этом разница. Волнение, естественно, нужно испытывать всегда, а вот нервозность убирается только количеством качественной работы на сцене.
«Всё лучшее – детям»
– Сергей Витальевич, вы активно участвуете в развитии ещё и детского театра. Это, конечно, миссионерская деятельность, потому что спектакли для детей – не самое поддерживаемое направление.
– На самом деле, поскольку президентом объявлено 10‑летие детства, есть прекрасный проект «Театры – детям». И сумма, выделенная на него, серьёзная. У нас в последние годы всегда был некий остаточный принцип в работе над детскими спектаклями. Это не из-за того, что не любят детские театры, а из-за того, что у взрослых бывает некое отношение: «Ну мы же взрослые, мы же чуть больше нуждаемся, чем дети». А нужно делать с точностью до наоборот. Проблема в том, что многие региональные детские театры находятся в таком состоянии, что страшно становится. Когда необходим не только косметический, но и капитальный ремонт. Потому что дети приходят в театр за сказкой, которая должна начаться с фасада и продолжиться в зрительном зале и на сцене, – всё должно быть той самой сказкой. Мне кажется, очень важно восстановить эти театры. Поэтому я взял это себе в нагрузку.
– А ваши дети какие спектакли любят в Московском губернском театре?
– Есть мюзикл «Про трёх отважных поросят». Дочка Маша называет его «хрюзикл» (дочь родилась в браке с режиссёром Анной Матисон. Также у Безрукова есть ещё двое детей. – ред.). У нас довольно серьёзная детская программа в театре, в репертуаре 10 детских спектаклей. Я считаю, что таким образом мы воспитываем себе зрителя.
«Вот и весь секрет»
– Недавно состоялась премьера первого сингла вашей рок-группы «Крёстный папа». Как вы признались, попробовать себя в новом качестве решались довольно долго.
– Как и многие мои ровесники, я вырос на русском роке. Недавно вспомнил, что в школе на выпускном вечере мы делали концерт «Встреча одноклассников 30 лет спустя», в котором мы, якобы уже повзрослевшие, делились друг с другом, кто кем стал. Кто-то стал врачом, водителем, артистом и так далее. А я, как ни странно, мнил себя рок-музыкантом, который вернулся из мирового турне, спел свою песню. Это было ещё до поступления в Школу-студию МХАТ. И вот не прошло и 30 лет, как детские фантазии начали воплощаться. Потом, уже став актёром, я пробовал петь в фильмах и спектаклях. Год назад в Губернском театре я выпустил музыкально-поэтический спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», в финале которого есть большой рок-блок. И вот всё это вылилось в создание новых песен и своей рок-группы «Крёстный папа».
– И семья, и режиссура, и актёрство, и рок-группа… Что вы делаете, чтобы всё успевать?
– Просто я люблю то, что делаю, и знаю, что моё дело нужно людям! Вот и весь секрет.
– В программе у Ивана Урганта вы так экспромтом станцевали, что сразу стало понятно: шикарная физическая подготовка. Как поддерживаете форму?
– Стараюсь вести здоровый образ жизни. Недаром говорят: «Пить, курить – здоровью вредить». И конечно же, стараюсь высыпаться.
– По-моему, ложиться спать до полуночи – это самое сложное.
– Да, это бывает сложно, но надо себя заставлять!