Алене Свиридовой — 60! Свой юбилей она отмечает в Карелии с концертом всего лишь на 20 человек.
В интервью aif.ru она рассказала о том, какие способности открыла в себе во время съемок шоу «Остров», почему не участвует в обсуждении злободневных тем, и объяснила, что для нее счастье.
Владимир Полупанов, aif.ru: — Алена, вижу по соцсетям, лето у тебя насыщенное, в разъездах. Крым, Санкт-Петербург, Армения, а день рождения ты встретишь в Карелии. Так?
Алена Свиридова: — Да, я нахожусь в Карелии и день рождения проведу тут. Терпеть не могу застолья, формальные юбилеи с восхвалением и лаврами. Поэтому для меня оптимальный способ обратить внимание на эту дату — это куда-нибудь поехать, например в Карелию, и дать там небольшой концерт в лесу на острове (мы будем вдвоем с гитаристом). Акустику я могу играть одна, вдвоем, втроем и даже с симфоническим оркестром — так составлена программа, можно только добавлять масштаб. Мне кажется, это очень романтично и круто. Большой юбилейный концерт — это большая ответственность и головная боль. Я поняла, что ничего этого не хочу, я хочу получить удовольствие. И думаю, что это как раз тот способ, когда мне это удастся.
— Юбилейный концерт на острове для избранных? Или можно присоединиться?
— Уже поздно. Группа набрана, она маленькая, всего 20 человек.
— Недавно ты побывала и в своем родном городе — Керчи. В целом Крым развивается. Но Керчь мне показалась какой-то неухоженной. Или я ошибаюсь?
— Она меняется в лучшую сторону, конечно, но очень медленно. У меня тоже есть ощущение, что город отстает в развитии. Керчь — старейший город, ему больше 2600 лет. В нем сохранился дух античности. Город заслуживает, чтобы на него обратили внимание. Ялта, Симферополь, другие крупные крымские города всегда были в приоритете. В них больше вкладывается бюджетных средств. Керчь была промышленным городом, это не курорт. Со своей стороны пытаюсь что-то изменить — общаюсь с местной администрацией, предлагаю: а давайте вы сделаете дорогу, например, в наш поселок, а я отработаю концерт. Когда идет дождь, в нашей деревне можно просто утонуть — так размывает дороги.
— На твоей страничке во «Вконтакте» был проведен опрос на тему «Какая ваша любимая песня Алены Свиридовой?» Так выглядит пятерка: «Розовый фламинго», «Никто никогда», «Просто кончилась зима», «Бедная овечка» и «Лунный свет»...
— «Лунный свет»?! Удивительно.
— Можешь огласить свой список любимых песен?
— Допустим, «Розовый фламинго», «Никто никогда», «Будет так всегда», «Пока», «Травушка» и «Бедная овечка», а еще мне очень нравятся «Падал снег» и «Сирена» — очень крутые песни, хотя и непростые. Когда мне их называют в качестве любимых, я очень радуюсь. В «Сирене» оказался очень пророческий текст. Там есть строчки: «Ах, как жаль, что весь мир не прав, слишком все в этот раз всерьез». Такие предчувствия у меня были, когда я ее писала. А вот «Лунный свет» я бы все-таки не стала включать в список песен, за которые не стыдно, над которыми время не властно, которые останутся в народной памяти.
— Несколько лет назад ты опубликовала пост в соцсетях о сексуальных домогательствах, который вызвал бурную реакцию. Люди до сих пор задаются вопросом — а что ты имела в виду? «Я вижу в нем одно, другие совсем не это. И такая неоднозначность трактовок печалит», — написал один из твоих поклонников.
— Я давно писала этот пост, когда тема была актуальна. Честно говоря, меня не сильно волновала реакция людей на него. Но я имела в виду, что, если тебя не приковывают к батарее цепями, любые устные предложения я не считаю харассментом и оскорблением. Девочек нужно учить правильно реагировать, если мужчина не так посмотрел или сделал непристойное предложение, а не побуждать бежать в полицию писать заявление. Хоть голливудский продюсер Харви Вайнштейн и мерзкий тип, но то, что с ним произошло — эти обвинения в харассменте задним числом — мне кажется жутким фарсом. Это незаконно. Все женщины рано или поздно получают непристойные предложения. Нужно уметь правильно на них отвечать и реагировать. Девушки, которых зазывал к себе Вайнштейн, не пробовали просто сказать «нет»? Выбор есть всегда. Насилие, конечно, не обсуждается, но если все происходит на уровне слов, всегда можно разрулить. Иначе можно лишить себя возможности флирта. А ни к чему не обязывающий флирт я очень люблю, он создает прекрасную атмосферу. Не вижу в нем ничего плохого. Можно же так запугать мужиков, что они будут совсем как «бедные овечки». Если флирт заходит не туда, куда нужно, всегда можно это прекратить.
А вообще, конечно, мир сошел с ума. Ощущение, что у всего человечества биполярное расстройство. Для меня это очевидно. Понятия «хорошо» и «плохо» сильно размылись. Уже не двойные, а множественные стандарты. Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло. Сейчас воротят это дышло во все стороны, к закону это не имеет никакого отношения. Короче, «Баба-яга против».
— Этот пост про харассмент — тот редкий случай, когда ты высказалась на социально значимую тему. Но в основном острых тем ты избегаешь, в соцсетях делишься только хорошим настроением. Почему только им?
— Я просто понимаю, что есть вещи, на которые я не могу повлиять и не могу их контролировать. Интернет — это такой подарок нам всем, он должен приносить знания, информацию, классный контент. Помню времена, когда его не было. И сейчас, когда он есть, можно научиться всему, чему хочешь. Он дает свободу и информацию. Но помимо этого, количество агрессии зашкаливает. Поэтому я решила прожить остаток жизни в радости. То, что я могу сделать, изменить, я делаю. Стараюсь нести людям радость, успокоение, говорить по душам. Вот это я и транслирую. Ни в какие дискуссии и срачи не вступаю. Как сказал Омар Хайям: «Мне известно, что мне ничего не известно». Поэтому не считаю себя в праве о чем-то вещать со знанием дела.
— Одна из песен, спетых тобой, называется «По барабану». Она звучит в детском мультике. Как она появилась в твоем репертуаре и поешь ли ты ее на концертах?
— Эта песня не моя, мне ее предложили спеть для мультика. Я сама сделала аранжировку, она была изначально совершенно другая, больше похожа на шансон. Но потом сделала ее в своем стиле. Она хоть и для детей, но очень подходит мне по мироощущению.
— То есть все по барабану?
— По большому счету — да. Все трудности мне по барабану.
— Мне очень нравится твоя песня «Травушка».
— И мне тоже (смеется).
— Клип на эту песню сопровождает пояснение: «Сегодня подростки зачастую оставлены со своими проблемами и комплексами в полном одиночестве». И так далее. С чего вдруг ты решила поднять подростковую тему?
— Эта песня про юную девушку — про первую любовь и первое предательство, про невозможность с этим жить. Подобную печальную сказку мог написать Андерсен. Когда я писала эту песню, у меня картинки стояли перед глазами, как девушка бросилась в речку и превратилась в русалку. Когда гуляю по Крымскому мосту, даже вижу место, куда она приплывает. Это моя фантазия, но она для меня очень реальна.
— У тебя появилось новое увлечение, ты познаешь азы кинематографа на режиссерских курсах. Музыка отходит на второй план?
— Музыка в моей жизни была, есть и будет. Я неплохо владею литературным и музыкальным языком. Но киноязык — тоже очень интересная вещь. Им я пока не владею. Хотя когда пишу песни, вижу картинки, которые потом описываю словами, музыкой. В кино ты можешь одной картинкой сказать все. Одним взглядом человека, снятым на камеру, можно передать массу чувств, рассказать целую историю. Для меня это очень интересно, поэтому я учусь на Высших режиссерских курсах. Смотрю кино и пытаюсь понять, как это все устроено. Это большая радость, которая теперь со мной каждый день.
— Ты призналась как-то, что читаешь мемуары Ленни Рифеншталь, и отметила, что в 75 лет она занялась дайвингом. Это важно для человека — менять что-то, заниматься чем-то новым в зрелом возрасте?
— Ленни была крутой теткой (смеется). Это безумно интересно — увлекаться чем-то, получать новую информацию, учиться чему-то. Я многое умею. И это доставляет мне удовольствие.
— А что ты еще умеешь делать, что не связано с музыкой?
— В своем крымском домике я сама спроектировала и построила летнюю веранду.
— Строила своими руками?
— Кое-что делала и своими руками. Я выкладывала в соцсетях, как кладу кирпичи с раствором. Я никогда не делала этого раньше. Мне нравится покупать всякие инструменты, с удовольствием хожу в магазины, где продаются пилы, сверла, молотки. У меня в гараже есть нечто вроде мастерской, в которой идеальный порядок —инструменты висят на специальных крючках. Я даже купила деревообрабатывающий станок. Хотя руки до него пока не дошли.
— Откуда в тебе эта нелюбовь к застольям? Ведь иногда бывают увлекательные разговоры с интересными людьми. Почему ты так реагируешь на это?
— Потому что люди слишком много едят и пьют. Не так часто встречаются интересные люди и хорошие рассказчики. Я могу посидеть в компании. Но застолье у взрослых людей превращается в единственный способ развлечения. Я протестую против этого.
— Перед отъездом на съемки телешоу «Остров» ты написала в соцсетях: «Друзья, уезжаю на остров. Желаю помучиться напоследок». Действительно приходилось испытывать себя, свой организм на прочность?
— Приходилось. Мне хотелось на себе испытать ощущения Робинзона Крузо. Жажда романтики и приключений осталась, видимо, от прочитанных в детстве книг Жюля Верна, Даниеля Дефо. На острове выяснилось, что голода я вообще не боюсь. Могу долго прожить без еды, в сырости и холоде. Я, когда тебе это сейчас рассказываю, думаю, странно, конечно, что человек сознательно хочет какого-то геморроя на свою голову. Но я хочу прожить много разных жизней. И эти проекты дают такую возможность. Как там у Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота». Я подхожу к этому как исследователь. А поскольку я сама у себя под рукой, эксперименты провожу на себе. Там, на острове в Палау (в Филиппинском море Тихого океана — Ред.), у меня сильно обострилось ночное зрение. Я реально выходила ночью и видела все. Я единственная в нашей группе ходила босиком и единственная, кто обошелся без травм — у меня не было никаких порезов и мозолей. А все ходили в обуви и травмировались. Мелкий песок попадал в обувь, нога потела, появлялись мозоли. А обувь люди боялись снять, потому что вокруг много острых ракушек и кораллов. А у меня ноги стали как у кошки. Вот такие просыпаются у человека звериные инстинкты и способности. Так что я там от души повеселилась.
— В проектах «Один в один» и «Точь-в-точь» ты тоже веселилась и испытывала себя на прочность?
— В проекте «Точь-в-точь», который был относительно недавно, у меня была масса удачных образов. Но Эми Уайнхаус получился просто в ноль, если учесть, что при помощи грима мне сделали только небольшую горбинку на носу. Когда ты в другом образе, меняется пластика, мимика. Ты делаешь все, как другой человек. И это тоже испытание. Грим иногда бывает очень тяжелый, лицо не дышит, потому что все заклеено силиконом. У меня было ощущение, что после этого проекта я прямо постарела.
— Эми Уайнхаус прожила яркую, насыщенную, но очень короткую жизнь — ушла из жизни в 27 лет. Как ты относишься к лозунгу панков: «Живи быстро, умри молодым»?
— Это все чушь собачья. Мне кажется, алкоголизм и склонность к употреблению запрещенных веществ происходит из-за дисбаланса на биохимическом уровне. И психика страдает, и весь организм. Алкоголь встраивается в обмен веществ и становится необходимостью. Это только со стороны кажется, что это прикольно. А вблизи выглядит мерзко. Находиться рядом с зависимыми людьми просто невозможно. Бывает, что под воздействием алкоголя или наркотиков некоторые талантливые люди выдают гениальные вещи. А в основном люди просто спиваются и умирают.
— На улице меня встретил обычный прохожий и спросил: «Существует ли счастье? И бывает ли оно постоянным?» Как бы ты ответила на эти вопросы?
— Раньше я считала, что счастье — это эпизодическое состояние. Но потом поняла, что человек может быть счастлив постоянно. Он может к этому прийти. У меня бывают очень длительные периоды абсолютного счастья до идиотизма. Просыпаешься и засыпаешь с улыбкой. Пока что-то не выбивает тебя из колеи. И вот это как раз таки неестественное состояние. Нужно быстро гармонизировать пространство, что-то подкрутить, чтобы вернуться в состояние счастья. То, что человек может быть счастлив постоянно, я в этом уверена.
— В произведении Николая Островского «Как закалялась сталь» есть фраза про то, что жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Но там есть продолжение: «чтобы умирая, мог сказать, что все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». Что для тебя значит прожить так, чтобы не было мучительно больно?
— Когда-то мне тоже казалось, что это прекрасная цель — отдать все силы борьбе за освобождение человечества. Но с возрастом я поняла, что это заблуждение. Нельзя освободить, осчастливить человечество. Если бы каждый направил внимание не на других людей, а на себя, освободил себя от заблуждений, эмоций, вот тогда бы человечество и освободилось. Если ты пытаешься настроить чужой инструмент, а твой при этом фальшивит, ничего хорошего не выйдет. Музыка не получится. Прежде всего, надо бороться со своими демонами, а не с чужими. Если ты сумел их обуздать, ты победил.
— Ты своих победила?
— Они часто у меня получают по башке (смеется). Иногда они меня, правда, побеждают, и меня куда-то вдруг несет. И тогда я опять вступаю с ними в бой. И выхожу победителем.