Легкую и добрую комедию «Семь стариков и одна девушка» (1968) режиссера Евгения Карелова можно назвать эталонной картиной этого жанра. Там есть все — и озорство, и юмор, и романтика, и хорошая музыка. И даже неунывающее и самое знаменитое кинотрио СССР — Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов (гайдаевские Трус, Балбес, Бывалый). В фильме они играют злодеев. Но, как всегда, очень комичных. Так уж случилось, что в таком амплуа и составе — все вместе — знаменитая тройка оказалась в последний раз именно на съемочной площадке этой ленты.
На помощь старикам
Сюжет картины, может, и незатейлив, но воплощен с таким мастерством, что не устаревает вот уже более полувека. Она и сейчас смотрится на одном дыхании. Умели художники того времени говорить о вечном просто, доходчиво, а главное — интересно. История стара как мир — молодость вступает в конфронтацию с опытом, а это уже о-го-го какой конфликт! Но, как говорится, терпение и труд все перетрут. И перетерли... Победили, как и должно быть в жизнеутверждающем кино, любовь, дружба, доброта и понимание.
По сюжету выпускница института физической культуры, молодой специалист Леночка Величко (Светлана Савелова) мечтает стать великим тренером, а ее ставят тренировать «группу здоровья» — мужчин преклонного возраста (Борис Чирков, Николай Парфенов, Борис Новиков, Алексей Смирнов, Анатолий Адоскин, Александр Вениаминов) и примкнувшего к ним студента-заочника (Валентин Смирнитский). Елена мечтает уволиться, чтобы все силы бросить на покорение спортивных высот с более перспективными учениками, поэтому создает своим подопечным невыносимые условия и множество препятствий. А «старики» относятся с пониманием к своей наставнице-красавице. В итоге мудрость побеждает юношеский максимализм. Финал известен — любовь, мир, дружба — все герои получают от судьбы подарки и вознаграждение. И если на экране все складывается по законам жанра, как нельзя лучше, то в жизни создателей и участников комедийной киноистории не все свершилось так, как им хотелось бы.
Из аптеки — в звезды
Актриса Светлана Савелова (1942–1999), сыгравшая в картине главную героиню, в юности мечтала стать врачом. В детстве она видела так много людей, покалеченных во время войны, что захотела посвятить себя спасению жизней. Но Светлане было уготовано другое — делать жизнь людей лучше и красочнее, врачуя их души и даря им радость в кино и в театре. Когда девушка работала в аптеке в родном Симферополе, ее увидел режиссер Яков Сегель («Дети капитана Гранта», «Дом, в котором я живу»), который находился в командировке в Крыму. В то время он искал актрису на главную роль в мелодраму «Прощайте, голуби!» (1960). Поиски зашли в тупик, и Яков Александрович даже дал объявление в газету. А случайно зайдя в аптеку, увидел там 18-летнюю красавицу и сразу понял: дело решено, героиня найдена.
После выхода фильма к Светлане пришла всесоюзная известность, и она решила стать профессиональной актрисой. Поступила в Щукинское училище, продолжая при этом сниматься. Второй виток популярности пришел к Савеловой как раз с комедией «Семь стариков и одна девушка». Но после оглушительного успеха картины актриса пропала с киноэкранов... Ничьего злого умысла здесь не было — она сама решила посвятить себя театру. После вуза талантливая выпускница была принята в труппу столичного Театра им. Вахтангова, а затем перешла в «Ленком».
В эру Марка Захарова у Савеловой были все шансы стать примой «Ленкома». Но в ее жизни наступила черная полоса... Она часто пропускала репетиции, чуть ли не срывала спектакли. Из театра ее не выгоняли, платили зарплату, но ролей практически не давали. Многие связывают такие провалы с неудачами в личной жизни и последующим за такой неустроенностью пагубным пристрастием к алкоголю.
Светлана была сказочно красива, мужчины буквально не давали ей прохода и «укладывались штабелями» под ноги чаровницы. Она действительно не могла спокойно появиться на улице — тут же привлекала к себе сотни взглядов. А вот те мужчины, которых выбирала сама актриса, увы, счастья ей не принесли. Первый брак был студенческий, она вышла замуж за будущего режиссера Геннадия Байсака. Но пара достаточно быстро оформила развод с формулировкой «не сошлись характерами». Семейная жизнь продлилась всего год.
В «Ленкоме» у актрисы возник серьезный роман с Николаем Караченцовым. Многие считают, что именно эта любовь стала роковой в жизни актрисы. Она ждала предложения руки и сердца, но актер не торопился связывать себя официальными обязательствами. Мать Караченцова, известная балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак, имела огромное влияние на сына и была против такой невестки — девушки из глубинки, из обычной семьи. А потом и вовсе случилось непоправимое — Николай влюбился в другую, в актрису Людмилу Поргину, которая и стала его женой. А Савелова топила горе в алкоголе.
У нее еще были романы, она пыталась построить отношения. В 40 лет забеременела, но сохранить ребенка не удалось. Именно тогда актриса стала редким гостем в стенах родного театра, Захаров не увольнял ее из жалости... А 30 января 1999 года Савелова умерла. Прекрасную актрису и удивительно красивую женщину погубил алкоголь. Она была очень одинокой, ее тело обнаружили в квартире лишь спустя несколько дней. «Ленком» взял на себя все расходы, чтобы достойно проводить Светлану Ивановну в последний путь. Ей было всего 57 лет.
Смертельный заплыв
Несправедливо рано, при загадочных обстоятельствах и трагически ушел из жизни режиссер фильма Евгений Карелов. Ему было всего 45 лет. Этот художник успел подарить нашему кинематографу великие фильмы — приключенческая шестисерийная драма «Два капитана» (1976) по одноименному роману Вениамина Каверина, военная драма «Служили два товарища» (1968), комедийная мелодрама «Дети Дон Кихота» (1965) с непревзойденным Анатолием Папановым в главной роли, замечательный детский фильм «Нахаленок» (1961), снятый по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова, и др.
«Два капитана» стали последней работой Карелова. Во время отдыха в Абхазии 11 июля 1977 года Евгений Ефимович ушел на море, чтобы поплавать. И не вернулся. У режиссера остановилось сердце прямо во время заплыва. Вокруг стали строить конспирологические версии. Может, выпил перед заходом в море? Отпуск, дело-то житейское. Но друзья режиссера, ставшие свидетелями трагедии, отрицали эту версию. Евгений Ефимович всегда вел здоровый образ жизни и занимался спортом.
Кто-то пытался придать трагедии мистическую окраску, мол, вторая жена Карелова, художница с «Мосфильма», до него уже похоронила двух мужей, которые ушли из жизни тоже при странных обстоятельствах. Обыватели шептались: «Черная вдова...» Актер Борис Токарев, который в момент гибели режиссера находился на берегу, вспоминал потом: «Погиб он у меня на глазах, мне пришлось доставать его из моря... Когда он пошел купаться, то сказал: “Ребята, я сейчас вернусь...” У Жени остановилось сердце...» Похоронен Карелов в подмосковном Подольске. А семь лет назад в этом городе открыли памятник великому режиссеру.