Титул «Самая женственная» имени Веры Холодной - из ряда её многочисленных титулов и наград. А ещё среди них (от пяти «народных» разных бывших республик СССР до «Триумфа» и «Кумира») есть и особенно дорогие актрисе: «Почётная казачка» и военные медали, ведь она фронтовичка - была в действующей армии, работала в прифронтовых госпиталях. Есть у неё и значок «Сын полка», потому как «Дочь полка» не существует. А юную Элу, явившуюся в госпиталь добровольно в 41-м, в 13 лет, опекал весь военно-медицинский состав.
«Хорошенькая!»
Позже, когда она пришла в Малый театр, ей пришлось собирать справки, доказывать, что она фронтовичка. Что с 13 до 16 лет служила санитаркой, медсестрой, лаборанткой, была под бомбёжками, дежурила ночами, таскала раненых, перевязывала (запах крови, как и запах гари, ещё долго преследовал актрису). Не отпускали воспоминания: разбомблённый поезд, почтовый вагон и летящие по горящей степи белые треугольники писем - их уже никогда никто не получит… Пришлось Элине быть и донором - бывало, сдавала разом по пол-литра крови. Годы спустя один из солдат узнал на улице свою юную спасительницу. Именно тогда, в госпитале, она впервые услышала: «Какая хорошенькая!» Её любили - заботливую, ответственную и - строгую. Дома о её приметной внешности речи не велось. Как и о девчачьих нарядах.
Выросшая в Киеве в семье военного врача, девочка была воспитана в строгости. И быт был более чем скромен в коммунальной тесноте. Зато был устроенный своими силами детский домашний театр - на лестничной площадке между этажами. Быстрицкая дебютировала в спектакле о Чапаеве - ролью Петьки: «Чапай думать будет!» - и все, к её досаде, покатывались со смеху. Она мечтала о театре. Отец решил по-другому: путь её - в медицинский, «по наследству». Послушная дочь получила диплом фельдшера, акушера-гинеколога, даже принимала роды.
И по-прежнему мечтала об актёрстве. Занималась в самодеятельности балетом, за полтора года экстерном окончила балетную школу-пятилетку. В Киевский театральный институт отец Авраам Петрович возил дочку лично, надев все свои фронтовые ордена ради того, чтобы ректор навсегда отговорил Элину от безумной затеи. Не медик, так педагог, - снова решил отец, видя, что медицина явно не была призванием дочери. И она поступила в Нежине в педагогический. Но «бес» актёрства уже поселился в ней. Подрабатывая в ассистентках у заезжего мэтра Игоря Кио, она оказалась однажды «вздёрнутой», резко и внезапно, под купол цирка! Руки-ноги долго после тряслись, но на следующее представление Элина явилась как ни в чём не бывало. Кио предложил остаться в его знаменитом цирке - гастроли, успех! Отказалась.
«Гордячка!»
У неё настоящий мужской характер. Смелый, решительный, жёсткий. А её увлечения? Художественная гимнастика, федерацию которой Быстрицкая возглавляла 17 лет. По сей день каждое утро - зарядка. А ещё «ходила» на вёслах в одиночной байдарке, вполне профессионально стреляет, играет на бильярде. Да и все её звания - мужского рода: президент, академик, профессор, доктор наук и даже полковник казачьих войск с правом ношения оружия!
Хоть и нет в Быстрицкой казачьих кровей, сплеча «рубануть» может. С детства с ходу наказывала обидчиков, отшивала назойливых поклонников, отвешивая порой пощёчины. Одна из них чуть не обернулась для неё бедой - исключением из института, из комсомола: как же, Быстрицкая ударила студента с русской фамилией, да ещё во время концерта, посвящённого Ленину! А был 1953 год… «Как вы можете губить себя, великого писателя?» - заявила однажды пьяному Шолохову и была им выставлена прочь. «Да, у меня характер непростой», - признаётся актриса.
Десять лет без ролей в Малом, где она на сегодняшний день служит 55 лет, - это тоже «непростой характер»? Как и уход на год в академический отпуск без содержания - по личным причинам?
После выхода на экраны «Тихого Дона» ровно 55 лет назад донское казачество пожелало столь полюбившейся всем Аксинье присвоить фамилию Донская. «Да ты же наша, казачка!» - не раз говорили актрисе во время съёмок на Дону. Быстрицкая сама предложила себя на эту роль Герасимову, не будучи с ним лично знакома, позвонив ему домой. А ведь казалось, актриса уже определилась - Нонна Мордюкова. Истинная казачка, с успехом игравшая Аксинью в студенчестве во ВГИКе, снявшаяся в герасимовской экранизации «Молодой гвардии» в роли Ульяны Громовой. Говорят, Нонна Викторовна сохранила обиду на всю жизнь. Даже чуть ли не из жизни пыталась уйти. Но Быстрицкую утвердил сам Шолохов: «Да вот же она!» - воскликнул классик, увидев её кинопробу.
Быстрицкая поправилась для этой роли на 15 кг. Научилась ловко управляться с ухватом, ходить с коромыслом с полными вёдрами. Учили её казачки - так пройтись, чтобы и воды ни капли не расплескать, и Гришке «пондравиться»: «Ты бёдрами неси, бёдрами!» А вот в любовной сцене, в постели с Григорием (замечательным Петром Глебовым), наоборот - никакого «реализма» не было: между Быстрицкой и Глебовым положили валик, скатанный из одеяла. Актриса и в жизни всегда, что называется, умела «блюсти себя». В институте к ней даже «подкатывать» не решались. Дала от ворот поворот на заре карьеры режиссёру, пригласившему её, дипломницу, на службу в Херсонский театр, где он был главным, но сначала - на свидание. Отбрила как-то высокого чиновника - и годы потом не выезжала за границу. Говорила: «Я никогда не считала, что моя внешность позволяет мне делать то, что не разрешает мне моя нравственность».
Элина Авраамовна была замужем и после 27 лет супружества сама подала на развод. Простить предательства она не смогла. «Актриса, не познавшая любовь и горькое одиночество, никогда не будет искренней», - это её слова.