Певица Валерия в интервью АиФ.ru рассказала о том, как запаслась масками загодя, распланировали свои дни на изоляции, поздравила мужа в день рождения жареной картошкой, записала песню с Максимом Фадеевым и сняла клип на удалёнке, а также о том, почему вступилась за Регину Тодоренко и как сама пытается бороться за права жертв домашнего насилия.
Владимир Полупанов, «АиФ»: Признайся честно, у тебя кончается терпение из-за долгого сидения дома?
Валерия: Мы существа социальные. Конечно, не хватает живого общения. А что касается изолированности, думала, будет хуже. Мы же привыкли всё время двигаться: куда-то ехать, лететь, бежать. Находится в одной точке долго, где бы ты ни был, противоестественно. Я часто думала, как было бы хорошо остановиться и посвятить время новым знаниям, подумать, почитать. И вдруг на нас эта возможность обрушилась. Когда это случилось, я решила: надо заполнять свою жизнь. У меня сегодня масса занятий: спорт, английский, французский, нейролингвистика, выступления онлайн. Каждый день расписан плотно. Я едва успеваю. У меня мало свободного времени, чтобы посмотреть фильм, почитать книгу. И совсем нет времени для «ничего неделания». Если не иметь какого-то чёткого графика, который даёт ощущение подобия работы, осознанности существования, занятости, тогда можно сойти с ума. И у тебя день сурка ежедневно. Когда захотел – встал. А захотел – вообще не встал. А я встаю по будильнику.
– Во сколько?
– В 8.30 – 9.00. Но ложусь, как придётся: в час, в 2, 3 и даже в 4 утра. Если фильм очень интересный, засидимся, засмотримся. Но стараюсь всё-таки жить в графике. У всех должен быть свой фронт работ и обязанностей. Если мы будем всё время заняты, можно избежать конфликтов с домашними. В первые дни, когда мы оказались в изоляции, было странно и сложно. Моему мужу с его кипучей энергией, которая все время куда-то должна выплескиваться, было сложно приспособиться к такому существованию. Но спустя несколько дней после начала карантина он адаптировался – стал находить способы направлять свою энергию в рабочее русло.
Мы обычно помногу гуляем пешком по Москве (когда не заняты и есть время). Сейчас, с наступлением весны, очень хочется погулять. Общение и прогулки – это единственное, по чему я особенно скучаю. Но терпение ещё осталось. Не испытываю паники и внутреннего дискомфорта: «Всё! Больше не могу!» Такого пока нет.
– Изначально все отнеслись к этой ситуации довольно легкомысленно, и артисты в том числе. Лев Лещенко, Игорь Николаев оказались в инфекционной больнице в Коммунарке. Надежда Бабкина в частной клинике лежала в коме. А ты как отреагировала?
– Я с самого начала осознала всю серьёзность происходящего. В Кремле на съёмке творческого вечера Валентина Юдашкина, приуроченного к 8 марта, подумала: «Не надо целоваться с коллегами». Так и сказала: «Ребята, давайте не будем». Кто-то так же осторожничал. Но некоторые мои коллеги реагировали легкомысленно: «Да ладно тебе». Уже тогда было понятно, что это последнее массовое мероприятие. Не надо лишний раз не искушать судьбу. Перчатками и масками мы сразу запаслись. Но тогда ещё не было принято в них ходить. В середине марта мы были на мероприятии и у входа встретились с Львом Лещенко. Он пару дней как откуда-то прилетел. Я ему сказала: «Лев Валерьянович, немодно сейчас целоваться». И мы поздоровались локтями. С одной стороны, мы проявляли осторожность, с другой – вынуждены были ездить на съемки шоу «Маска» на НТВ. Но там тоже соблюдались все меры безопасности, без конца сдавали тесты и т.д. Четвёртый выпуск шоу уже снимали без массовки. Было минимальное количество людей на площадке. Всё было обработано, везде пахло хлоркой и спиртом, вся съемочная группа ходила в масках. И мы, члены жюри, маниакально соблюдали меры предосторожности. У всех же дети. Это обстоятельство очень дисциплинировало. Мы даже операторов не видели. Они с кранов всё снимали, на расстоянии.
– Что ты из этого проекта вынесла для себя?
– Во-первых, проект безумно интересный. Во-вторых, он оказался мегауспешным. В-третьих, была чрезвычайно приятная компания членов жюри. Мы прекрасно взаимодействовали друг с другом. На фоне изоляции это был просто большой праздник для участников, для нас, членов жюри, и зрителей. На это шоу подсели даже те, кто никогда не смотрел телевизор. И теперь спрашивают: «Будет ли второй сезон?» А я вынесла из этого проекта осознание того, что многие наши артисты обладают колоссальным уровнем профессионализма, прекрасными вокальными данными, которые их собственный репертуар не может проявить.
– Может, просто потому, что песни плохие?
– Не плохие. Просто в том стиле, в котором поют эти артисты, они не могут проявить свои способности в полную силу. Темповые танцевальные песни сложнее вызвучить, невозможно показать голос. И каждый раз, когда мы «срывали» маску, я понимала, что для меня эти артисты открылись совершенно по-другому. Не знала, что Аня Плетнева или Карина Кокс так поют! У них такие богатые тембры, такие возможности! Они, возможно, и сами про себя это не знали. И потом то, что делали артисты, это было самоотверженно. По много часов они находились в этих неудобных, душных костюмах, в которых ничего не видно. Порой они ориентировались по крестикам на полу. То, как они отдавались процессу, заслуживает уважения. И мы получали колоссальное удовольствие, когда не угадывали. Вот это удивление дорогого стоит. «Ой, да ладно, жюри всё знало заранее», - утверждали многие. Зачем же нам было знать? Это же неинтересно. Мы бы с ума сошли от скуки. После каждого эфира мы созванивались друг с другом, с Киркоровым всё время были на связи, пересматривали, обсуждали. Нам давались подсказки, и мы после перелопачивали биографии артистов, пытаясь понять, кто же это? Вот эта детективная составляющая держала в напряжении.
– Но коронавирус держит всех в ещё большем напряжении. Что вообще говорят твои коллеги? Как относятся ко всему происходящему? Ещё непонятно, когда начнут снимать ограничения. Но, думаю, концертов в этому году, скорее всего, не будет ни у кого.
– Да, это ужасно. Все ранее запланированные концерты либо отменились, либо перенеслись не неопределенный срок. Нам тоже пришлось перенести европейские концерты в Хельсинки, Таллине, Йыхви на конец октября. Говорят, что в конце лета там возможно разрешат массовые мероприятия, но не факт, что откроют въезд в эти страны. Как можно планировать что-то в таких условиях? Мы можем ужаться, посидим, сколько нужно. Но у нас коллективы. И содержать их в таких условиях очень тяжело. Многие мои коллеги распустили коллективы. Мы пока платим зарплату своему персоналу.
– «Пока» означает, что тоже можете распустить?
– Неизвестно, сколько мы просидим без работы. Мы напрямую зависим от концертов.
– На своей странице в Инстаграм ты призвала пользователей воздержаться от агрессии. Много стало злых комментариев?
– Хороших и адекватных людей, конечно, больше. Но период изоляции сказывается. На людей действует замкнутое пространство. Понимаю, что многим тяжелее, чем нам. Люди лишились заработков, у кого-то не было никаких запасов, а надо как-то кормить семью. Особенно тяжело сегодня семьям, где отношения неблагополучные. Как сидеть? Повеситься можно. Представляю, если бы я в прошлом браке оказалась запертой как сейчас в 4 стенах, это был бы просто ад. Поэтому сочувствую всем этим людям.
Но иногда мне кажется, что злоба не связана напрямую с финансовыми проблемами и нынешней изоляцией. Это внутреннее состояние. Человек, носящий это в себе, будет выплескивать агрессию при любом удобном случае.
– Вы с Пригожиным вступились за телеведущую Регину Тодоренко, которая своим заявлением о том, что в домашнем насилии виноваты сами женщины, угодила в скандал. Согласен с вами, нельзя травить человека за мнение. Пусть оно и спорное. Что ты, сама пережившая домашнее насилие от предыдущего супруга, думаешь по поводу такой позиции?
– Регина же извинилась и сняла фильм о домашнем насилии.
– Да. Но только после того, как её лишили светских званий «Женщина года» и рекламных контрактов.
– Она в своём фильме говорит, что многие так думают: сама спровоцировала, значит, сама виновата. Когда изнасилованная девушка обращается в полицию, первый вопрос, который ей задают: «А как ты была одета? Ты ему улыбалась? Ты его провоцировала?» Всегда пытаются вину возложить на жертву. Слава богу, Регина сама не столкнулась с этой проблемой. Но поняла, что её позиция была ошибочной.
У нас от домашнего насилия страдает гигантское количество людей. В 80% семей это происходит. Поэтому женская аудитория, подписанная на Тодоренко в Инстаграм и считающая ее лидером мнений, так возмутилась. Регина имела в виду конкретную ситуацию. Но мне кажется, комментировать любые семейные отношения, даже если ты очень хорошо знаешь людей, о которых говоришь, дело неблагодарное.
Меня часто просят прокомментировать те или иные семейные ситуации, которые вдруг выплескиваются в СМИ. И я всегда говорю: «Я не могу это комментировать, потому что не знаю, что на самом деле произошло. Меня там не было. Но знаю одно, насилие – это отвратительно. Ни при каких обстоятельствах нельзя оправдать мужчину, который поднял руку на женщину. Вообще никого бить нельзя».
– Я слышал, ты создаёшь фонд «Сильные женщины». Эта общественная организация будет защищать женщин, пострадавших от домашнего насилия?
– Увы, работа над этим проектом, как и всё сейчас, затормозилась. Три года назад у нас приняли закон о том, что если мужчина поднял руку на женщину первый раз, то это квалифицируется, как административное нарушение. То есть тебя побили, но не убили - ничего страшного. Через год истекает срок давности, и опять можно бить. Раз в год можно так «чудить». Как этот закон вообще пропустили? Я давала массу комментариев по этому поводу. Почему на улице это считается преступлением, а внутри дома воспринимается: бьет – значит, любит? Про это много говорят. И ситуация должна измениться. Были случаи резонансные - одной из жертв домашнего насилия Маргарите Грачёвой муж отрубил руки. Она обратилась в ЕСПЧ, который обязал нашу страну выплатить компенсацию и принять закон, защищающий права женщин. Мне захотелось углубиться в эту тему, чтобы оказывать действенную помощь женщинам. Дай бог, выскочим из всего этого, и продолжим работу в этом направлении.
Перед тем, как закрыться, мы стали снимать мой видеоблог «Почему я?», основанный на интервью. Сейчас много кто это делает. Но у меня будут интервью с людьми, которые прошли через какие-то испытания. Я делаю это не для того, чтобы посочувствовать или выжать слезу у зрителей. А для того, чтобы показать, как человек вышел из сложной ситуации, что ему помогло с этим справиться. Почему вообще судьба подбрасывает человеку какие-то тяжёлые повороты? И люди часто задают себе вопросы: почему я? За что мне это?
– Кто будет первыми героями твоего блога?
– Не знаю, какая будет очередность. Но записали мы Риту Грачеву – ту самую девушку, которой муж отрубил руки. Она такая солнечная! За что ей-то? Как такое возможно? Причём, её муж казался адекватным. У них была нормальная жизнь, до тех пор, пока они не решили разойтись. И вот во что это вылилось. Одну руку Рите пришили, она действует на 30%. А вторая рука – бионический протез. При этом она не зацикливается на трагедии. Радуется жизни, строит планы. Среди моих героев - одноногий танцор Евгений Смирнов, который прославился в «Танцах», а потом снялся в клипе у Максима Фадеева. Из известных - певец Шура. У него тоже было много всего в жизни - болезни, наркотики. Не хочу ограничиваться только людьми публичными. Историй человеческих и поучительных очень много.
– В изоляции ты отметила и свой день рождения 17 апреля. Интересно, как?
– Мы сначала отрепетировали день рождения на изоляции Йоси (супруга Иосифа Пригожина – Ред.) 2 апреля. Поскольку мы были вдвоём, я его спросила: «Скажи мне, чем я тебя могу порадовать? Могу приготовить тебе всё, что ты любишь». Знаю, что он ради жареной картошки готов на многое, если не на всё. И поняла, что круче ничего придумать невозможно. Нажарила ему целую сковородку картошки. Многие скажут: «Нашла чем хвастаться. Не могла мужа побаловать чем-нибудь необыкновенным». Он у меня и так часто ест что-нибудь необыкновенное. Но картошки жареной у нас дома не водится. А тут вдруг всё можно. И ещё сама сделала ему пирожное картошку, которую не готовила много лет. Так вкусно получилось! И я пирожное тоже ела. У нас был праздник живота! А потом все наши дети одновременно вышли на связь через Zoom, и мы 2 часа общались.
– А где ваши дети, кстати?
– В Москве. Только средний сын Артём в Швейцарии. Все отдельно от нас живут. Примерно по такому же сценарию проходил и мой день рождения. С той лишь разницей, что к нам в гости без приглашения (я всем детям это запретила) приехал младший Арсений со своей девушкой. Ну, думаю, ладно. Путь хоть один ребёнок приехал поздравить. Я была так счастлива! Они очень изолировано живут. Даже удивилась, как молодые люди могут соблюдать режим настолько серьезно. Никуда вообще не выходят. Даже в магазин в крайнем случае. В основном пользуются доставкой.
У меня было неимоверное количество цветов в день рождения. Мы не пускаем курьеров домой. У нас всю доставку оставляют у входа в подъезд – там организовали специальное место. Представляешь, сколько ходок за день сделал Йося за цветами?! А сколько было звонков! На два телефона мужа, на один мой. Как никогда! У людей было больше свободного времени. В этот день у меня не было ощущения, что я оторвана от жизни. Всё, как всегда.
– За эти дни вам удалось даже записать дуэт «До предела» с Максимом Фадеевым (на стихи официального представителя МИД Марии Захаровой) и снять на него клип. Результат мы все можем видеть на Ютьюб, а как это удалось?
– Мы с Максимом Фадеевым давно планировали сделать что-то совместное. Но не срасталось. А тут он предложил песню. Боже, как она мне сразу понравилась! «Как разогнавшись до предела, узнать секунду по примете, ту самую, когда задела…». Мир разогнался до предела. Видимо, мы пропустили ту самую секунду, когда надо было, может быть, остановиться, о чём-то подумать. И, может быть, этой беды не случилось бы. Поэтому эта песня так срезонировала с сегодняшним днём, настроением. И мы решили сразу же снять на неё клип. Не так, как многие снимают сегодня – нарезки и компиляции домашнего видео. У Йоси возникла идея снять при помощи дрона пустынные улицы Москвы, опечатанные детские площадки, Живописный мост и нас с Максимом отдельно в окне собственного дома. Получилось очень здорово! Сняли на удалёнке, но получилось художественное видео.
– Что ты за последнее время прочитала, посмотрела из того, что можешь порекомендовать другим?
– На днях посмотрела фильм «Работа без авторства» (2018 г.) немецкого режиссёра (Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка – Ред.), который на меня произвел колоссальное впечатление. Не случайно он был номинирован на «Оскар» как лучший зарубежный фильм. Он о том, что человек может выбрать два пути развития - либо делать то, что считает нужным, жить по своей совести, предназначению своего таланта или выбрать путь приспособленческий. Очень сильное кино, которое не выходит из головы, заставляет задуматься.