«У Васи душа болит»
- Мы, первокурсники, поступившие во ВГИК в 1955 г., спрашивали друг у друга: «Шукшина видел? Это же тот самый Шукшин, который пробовался у Герасимова на роль Григория Мелихова в «Тихом Доне»!» - вспоминает Армен Медведев, профессор ВГИКа. - Шукшин и Тарковский в то время учились на втором курсе режиссёрского факультета у Михаила Ромма. Василия Макаровича тогда потрясающе охарактеризовал его однокурсник Александр Митта. Речь зашла об одном вгиковском студенте. «Кажется, что у него душа болит, а на самом деле его в этот момент зубная боль мучает! А вот у Васи Шукшина действительно больная душа!» - сказал Митта.
Нрав у Василия Макаровича был непростой. Себя он не берёг, и человек был размашистый. Если ревновал женщину, то мог высадить дверь в комнате общежития, за которой, как ему казалось, она укрылась с другим. В пылу спора мог вступить в драку. Порой доходило до того, что его поведение разбирали на партсобрании. Я помню, на одном из таких собраний Шукшин стоит, будто Егор Прокудин из его будущей «Калины красной» - кожаная куртка (Шукшин такие куртки очень любил), надетая чуть ли не на гимнастёрку, сапоги, а Герасимов внушает ему: «Вася, ты должен понять, что ты не просто парень в кожане. Ты - интеллигент!» И, чуть позже: «Вася! Брось ты эту актёрскую профессию! Она не даст тебе ни славы, ни капитала морального!» И это говорил Герасимов, который сам же потом снимал Шукшина в фильме «У озера»! Поговорка «Слово - серебро, молчание - золото», как ни странно, максимально подходила к Шукшину тех лет. Всё на тех же собраниях народ начинал не смеяться, даже ржать, когда Шукшин, проговаривая где-то внутри себя длинный монолог, вслух произносил лишь: «Тяжело!» И все понимали, что именно ему тяжело.
Шукшин и сам чувствовал свою инородность. Позже он сделает такую запись: «Посмешищем на курсе числился, подыгрывал, прилаживался существовать. Несколько раз висел вопрос об отчислении, но особо - когда с негром в общежитии сцепился, заступился за девицу».
![Василий Шукшин. 1970 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/004/174/639383ec933e478ef8ac776b4be259e5.jpg)
Жил изгоем
- Шукшин всегда был неким перпендикуляром к столичной кинематографической жизни, что вызывало очень серьёзный конфликт, - рассказывает Валерий Фомин, историк кино, сотрудник НИИ киноискусства. - Московская кинотусовка уже тогда была очень прозападной, а Шукшин был ярким патриотом, человеком от земли, от народа. Ещё до поступления во ВГИК он прошёл такие университеты - работал в колхозе, на стройке, служил на флоте, был учителем, стал секретарём райкома комсомола, ездил по сёлам. Шукшин чувствовал себя здесь, в столице, изгоем. Он и говорил, и писал, и думал, и переживал происходящее по-другому. Эта шукшинская особость, инакость вызывала, с одной стороны, восхищение, но одновременно - и страшную зависть, ревность коллег.
Во ВГИКе дисциплину по редактированию фильма я проходил у Шукшина на картине «Живёт такой парень». Был вместе с ним и на «Печках-лавочках», и на «Калине красной». Вся его жизнь прошла у меня перед глазами. Поэтому могу утверждать: от цензуры Шукшин страдал, как никто другой. Мало кто знает, что после первого успешного фильма «Живёт такой парень» следующей постановкой Шукшина должна была стать «Точка зрения. Сказка о пессимисте и оптимисте». В этом ярком сатирическом произведении он бичевал штампованную мёртвую мысль, которая уродовала и деформировала жизнь. Это был хоть и глубоко зашифрованный, но всё же серьёзный выпад против советской идеологии. Сценарий зарубили самым беспощадным образом. Причём зарубила не какая-то сидящая высоко таинственная цензура, а коллеги-кинематографисты. Их рецензии в одночасье похоронили будущий фильм.
«Фильм «Странные люди» мы смотрели в редакции журнала «Искусство кино», - вспоминает Армен Медведев. - После просмотра послышались реплики: «Эх, Макарыч! Тут недотянул, здесь не так сказал». И совсем молодой тогда журналист Юрий Богомолов сказал в ответ: «Когда у человека заткнут рот кляпом, что вы от него хотите?» На Шукшина можно перенести замечательную реплику Солженицына - «безмолвный бунт». Оставалось в его рассказах и фильмах что-то невысказанное, что потом он прокричал в одном из своих предсмертных рассказов: «Братцы, да что же с нами происходит!» И это горькое недоумение не оставляло зрителя ещё долго после просмотренных шукшинских фильмов».
«С подлыми жить легче»: житейская мудрость от Василия Шукшина | Фотогалерея
Как «убивали» Стеньку Разина
- Главный замысел, который Шукшин вынашивал с первых же лет работы в кино, - это фильм о Степане Разине, - продолжает Валерий Фомин. - Запускался Василий Макарович с ним на студии Горького два раза. И каждый раз постановку запрещали: слишком необычный и опасный был замысел. И опять-таки «Степана Разина» зарубила не цензура Госкино, а коллеги по киностудии.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/008/556/91c2e6216d7f234e096989fd22bc036c.jpg)
Один из друзей Шукшина вспоминал, как сильные мира Киностудии им. Горького, среди которых были С. Ростоцкий, Т. Лиознова, директор студии Г. Бритиков, хоронили фильм «Степан Разин», признав его слишком кровавым, а фигуру самого Разина - дегероизированной. Было принято решение: закрыть «Разина» на неопределённый срок.
- В кинематографической среде стрессы принято снимать алкоголем, - говорит Валерий Фомин. - Но Шукшин по этой части был в крутой завязке. Пришёл он к ней после одного довольно страшного случая. Как-то он гулял с дочкой Машенькой, по дороге встретил приятеля, они зашли в кафе, крепко выпили, а девочку оставили на улице... Шукшин, выйдя из кафе, обегал весь район, пока дочь нашёл. После этого он дал клятву не пить. В киноэкспедиции на съёмках «Калины красной» мы отмечали чей-то день рождения.
Василий Макарович сидел, шутил вместе со всеми, но не выпил ни грамма. А как переживал эти подножки, что коллеги ему ставили? Лидия Федосеева вспоминала, что он даже спал, не разжимая кулаков. Представляете, какие страсти кипели внутри него и - разрушали! Иначе отчего его настигла такая ранняя смерть? К моменту сдачи «Калины красной» - шёл конец 1973 года - Шукшин с очередным приступом язвы попал в больницу. В это время пришло редакторское заключение из Госкино на «Калину красную». В нём было огромное количество замечаний, и все - такие разрушительные, что Шукшин не выдержал и ушёл из больницы. Сбежал в одних тапочках и шёл в них через всю Москву, хотя на дворе стоял декабрь. Несколько недель он перемонтировал «Калину», вылизывая эти поправки, под которыми стояла подпись Даля Орлова, тогдашнего главного редактора Госкино. И каждый день на него накатывал приступ язвы. Шукшин белел, клал голову на стол и так, лицом вниз, замирал. Мы все выходили из монтажной, давая ему возможность отдохнуть полчасика. Потом он выходил: «Ну всё, вроде полегчало. Пошли дальше работать!»
![](https://aif-s3.aif.ru/images/000/096/f16ec93193790254e1a03b437501e11e.jpg)
Для Шукшина «Калина красная» была своеобразным пропуском на «Мосфильм», куда он перешёл, расплевавшись со студией им. Горького. Если с фильмом всё получится, пообещали ему, то можно будет начинать «Разина». За пару месяцев до смерти Шукшина вышел официальный приказ о том, что он может запускаться с «Разиным». Но было уже поздно…
Сценарист Анатолий Гребнев вспоминал, что у Шукшина было три объекта для ненависти - колхоз, чекисты и Максим Горький.
- Чтобы понять это, надо знать биографию Шукшина, - объясняет Валерий Фомин. - Его отца расстреляли в 30-е годы. Тогда в деревне взяли почти всех мужиков. И всех положили. Мать - совсем молодая женщина, оставшись одна с двумя детьми на руках, решила покончить жизнь самоубийством. Взяла Васю и младшую - Наташу, забралась в печку и задвинула заслонку, надеясь, что они угорят насмерть. К счастью, в избу вошла соседка, которой понадобилась какая-то мелочь по хозяйству, и вытащила их оттуда. Поэтому Шукшин был с детства обожжён советской властью. Естественно, этот след в душе остался у него навсегда.