Примерное время чтения: 7 минут
74624

Николай Цискаридзе: «Почему такая ненависть ко всему своему?!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Прекратится ли приток западных технологий? 01/10/2014
Николай Цискаридзе.
Николай Цискаридзе. / Игорь Руссак / РИА Новости

Меняйте что-то!

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Известный режиссёр Станислав Говорухин говорит: наша творческая интеллигенция всегда была «проституирующей» и разъедала изнутри страну. Сейчас ещё больше нарастают оппозиционные настроения по отношению к государственной политике... 

Досье
Николай Цискаридзе, бывший премьер Большого театра. Родился в 1973 г. в Тбилиси. В 1992 г. по окончании Москов­ской академии хореографии по приглашению Ю. Григоровича был принят в Большой театр. С 2013 г. - и. о. ректора Академии русского балета им. Вагановой.

- Один раз сидел в компании. «Это у нас плохо, это ужасно, КГБ - вообще кошмар». Я слушал, слушал... В какой-то момент не выдержал: «Господа, есть такой старый анекдот. В чём разница между Микки-Маусом и серой мышкой? В рекламе! Ну объясните мне, пожалуйста, почему МИ-5, Моссад, ЦРУ, ФБР - это очень хорошие и престижные организации, а КГБ вызывает такую критику и ненависть? Понимаю, что это последствия репрессий и ужасов 30-х годов. Но вы же в этой стране живёте. Вы хотите, чтобы у вас было безопасное государ­ство? Почему такая ненависть ко всему своему?» 

Мне не нравится, когда поливают грязью страну, в которой живу. Для меня всегда был, есть и будет любимый город Москва. Я сознательно сделал свой выбор и всегда говорю, что хочу жить здесь. И никакое место для меня не является более дорогим. 

Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе. Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

- А если кому-то не нравится здесь, но при этом человек уезжать не хочет? 

- Я прошёл то, о чём вы говорите, в масштабах Большого театра. А Большой - это мини-государство. С отдельной строкой в бюджете России. Когда я говорил о том, что мне что-то не нравится в устройстве этого «государства», часто слышал в ответ: «Ну и уходите». Но все годы службы в Большом я работал на имидж страны и театра, так как был одним из главных представителей его труппы. Поэтому дискуссии из разряда «мне не нравится то-то в России» обрубаю всегда коротко: если вам не нравится - пытайтесь изменить. Приведу вам пример. Когда в 90-е начались сложные времена, в нашем подъезде в Москве все скинулись и поставили домофон. Сделать то же самое в питерском доме многие годы не удавалось: соседи не могли договориться. Но при этом регулярно жаловались на то, что в подъезде гадят и всё в стране не так. Товарищи, ну вы не можете элементарно скинуться, проявить инициативу! А правительство виновато, что в подъезде грязно? И только в середине 2000-х годов удалось как-то объединиться. На это понадобилось больше 15 лет... 

В последнее время мне (в связи с изменениями в моей профессиональной деятельности) приходится заниматься воспитанием учеников в Академии русского балета им. Вагановой. И я прочитал одну очень хорошую фразу: «Не надо воспитывать детей, воспитывайте прежде всего себя». Когда ты ребёнку говоришь «не кури», но сам при этом не выпускаешь сигарету изо рта, грош цена твоим словам. Так и с государством. Вы не его ругайте, а с себя нач­ните. Очень хорошо написано у Булгакова в «Собачьем серд­це»... «Что такое разруха? Она не в клозетах, она в умах». 

К сожалению, сегодня за границей мнение о нашей стране не всегда самое лучшее. Сейчас там по-преж­нему многие считают, что у нас чуть ли не медведи ходят по улицам, что стреляют средь бела дня. Турагентства не рекомендуют своим клиентам ехать в Россию: мол, небезопасно. Поэтому я очень рад, что существует Фестиваль российского искусства в Каннах. Они совершают благородную миссию. Очень важно, чтобы кто-то представлял за границей нашу Родину с человеческим лицом. Важно показывать иностранцам нашу великую многонациональную культуру, что и делает фестиваль. После выступления в Каннах учеников Академии русского балета им. Вагановой зал аплодировал стоя. (Сам Николай вышел на сцену, исполнив заглавную роль в «Послеполуденном отдыхе фавна». - О. Ш.) Я был очень рад: французы в очередной раз увидели, на каком высоком уровне у нас находится образование и исполнительское мастерство. 

Николай Цискаридзе в роли «Золотого раба» и Ильзе Лиепа в роли Зобеиды в сцене из балета «Шахерезада» Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

- Николай, сейчас нашу интеллигенцию разделил ещё и украинский «ров»...  

- Вообще это трагедия. Очень грустная история. Для меня украинский язык - первый, на котором я заговорил. Потому что моя няня была украинкой. Для меня эта культура более родная, чем та, которая меня в те годы окружала. Всё моё детство связано с украинским бытом, украинской едой, украинским языком, песнями. Несмотря на то что я там никогда не жил, переживаю происходящее очень тяжело, как собственную боль. 

Мне хочется сказать то же самое, что говорил, когда происходили события в Грузии в 2008 году. Главное - чтобы не умирали люди и не падали бомбы на голову. А здоровье, жизнь - это единст­венная вещь, которая невосполнима. Всё остальное можно выменять, купить, дождаться, дотерпеть. Жизнь же человеческую уже не вернуть. 

А ходить маршем, как делают многие, - разве это что-то может изменить? И ещё мне интересно - все эти известные «протестующие» почему-то не отказываются от благ, премий, которые им дало государство. Ну верни ты квартиру и деньги, которые тебе дали к ордену и государст­венной награде, раз ты такой принципиальный. 

- В вашем понимании патриотизм - это... 

- ...очень интимное понятие. О нём нельзя рассуждать с бухты-барахты. И особенно - бравировать им.

Николай Цискаридзе в сцене из одноактного балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

«Мой дом и храм»

- Допускаете, что пойдёте в Большой театр как зритель? 

- Всегда, если будет что-то интересное. Например, если Маша Гулегина приедет. Я точно знаю, что это будет первоклассно. Но то, кто иногда поёт рядом с ней или как звучит оркестр, у меня вызывает удивление. Я вырос в другом Большом театре. 

Моё отношение к Большому театру никогда не изменится. Для меня это мой дом и мой храм. Я клянусь вам - я мог за шиворот выбросить человека, который выходил в верхней одежде на сцену. Потому что для меня это святое место. 

- Сегодня вы исполняете только острохарактерные небольшие партии. Почему перестали выходить на сцену в больших ролях?

- Я давно сказал: никогда не буду старым принцем. 

- Талия у вас по-прежнему 66 см? 

- Ой, не 66, и слава богу. Я сейчас могу есть всё, что хочу. Я так счастлив от этого.

Артист балета Николай Цискаридзе в сцене из балета «Пиковая дама» Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков
Оцените материал
Оставить комментарий (17)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах