21 января 1920 года родился Николай Трофимов. Лев Гурыч Синичкин в одноименном киномюзикле, капитан Тушин в эпопее «Война и мир», мистер Пиквик в спектакле «Пиквикский клуб», — в каждом образе Трофимов находил особую ноту, помогающую раскрыть характер персонажа. «Моя тема — тема маленьких людей, которые незаметно делают большое дело», — говорил он. АиФ.ru вспоминает, как начиналась карьера талантливого актера.
Вольности комедианта
Николай Трофимов впервые ощутил сладкий вкус славы еще в школе. Четвероклассник, блестяще исполнивший чеховскую зарисовку «О вреде табака» на школьном вечере, мгновенно стал звездой среди одноклассников и педагогов. Дело происходило в Севастополе, родном городе будущего артиста, где он только начинал свой творческий путь.
В 14 лет Трофимов уже выступал на сцене местного ТЮЗа. В спектакле «Хижина дяди Тома» ему досталась роль невольника, но юный Трофимов решил добавить образу остроты и в финале сцены самозабвенно пнул ногой ненавистного плантатора. Публике его творческая находка пришлась по вкусу, а вот профессионалы были другого мнения. На следующий день в газете вышла заметка о своевольном актере: критик обвинил Трофимова в пренебрежении исторической достоверностью — в реальной жизни за нападение на хозяина рабу грозила верная смерть.
После школы Николай Трофимов отправился в Ленинград, где поступил в театральный институт имени А. Н. Островского и устроился в городской ТЮЗ. Поначалу поле для деятельности было не слишком широким — сплошь бессловесные зверюшки и статисты. Но остановить Трофимова было невозможно. Даже зайца ему хотелось играть «на разрыв аорты». Один из таких экспериментов закончился грандиозным падением в оркестровую яму — искусство, как известно, требует жертв.
Будучи студентом, Трофимов также с удовольствием выступал с юмористическими зарисовками в концертных залах. Однажды он выбрал для чтения рассказ «Мелкий случай из личной жизни», не зная его автора, Михаила Зощенко. «Как-то читаю рассказ на вечере, по окончании ко мне подходит невысокий человек интеллигентного вида, протягивает руку, благодарит за чтение и вдруг говорит: «Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!» Это был Зощенко. С тех пор я с ним больше не встречался. Но когда его травили, я продолжал читать его рассказ», — вспоминал артист.
В годы Великой Отечественной войны Трофимов выступал перед бойцами Балтийского флота, а после Победы стал актером сначала Театра комедии, где проработал двадцать лет, а затем — театра имени Ленинского комсомола. В 1964 году по приглашению Георгия Товстоногова он перешел в Большой драматический театр, который на долгие годы стал для артиста настоящим домом.
Но поначалу у Трофимова в БДТ не все складывалось гладко. «Переход был для меня очень сложен. Ведь Николай Павлович Акимов, у которого я до тех пор работал, шел через форму, ему была ближе «школа представления». А Георгий Александрович шел от содержания к форме, следовал «школе переживания»», — объяснял актер. Не все были рады видеть Трофимова в труппе — кто-то из «заслуженных» даже позволил себе сделать замечание по поводу маленького роста актера — мол, не по Сеньке шапка.
Робея перед набирающими силу звездами — Олегом Басилашвили, Татьяной Дорониной и другими, — Трофимов «зажимался» и не мог показать режиссеру все, на что был способен.
Впервые он столкнулся с железной дисциплиной и авторитарным стилем руководства в театре — Товстоногов не терпел «самодеятельности». В спектакле «Три сестры» Трофимов однажды попытался добавить своему персонажу остроумную реплику — и услышал строгую отповедь: «Здесь вам не Театр комедии».
Но вскоре прошла премьера «Трех сестер», за ней — спектакль «Мещане», в котором актер сыграл торговца певчими птицами Перчихина. Талант актера признали все, даже те, кто раньше злословил в его адрес. Актеры БДТ признавались, что играть на одной сцене с Трофимовым было счастьем — и партнеры, и зрители чувствовали его энергию и теплоту, которую он дарил без остатка.
Большое дело «маленького человека»
Епиходов в «Вишневом саде», Лев Гурыч Синичкин, Хлестаков в «Ревизоре», Толкачев в «Пестрых рассказах» принесли ему зрительскую любовь в Театре комедии. В Большом драматическом театре Николай Трофимов служил до конца жизни. Среди его известных ролей был приказчик Акоп в спектакле «Ханума», Хлопов в гоголевском «Ревизоре», Вафля в «Дяде Ване». Но самой известной работой артиста стал спектакль «Пиквикский клуб» по произведениям Диккенса — именно в роли Пиквика артист в последний раз вышел на сцену БДТ 21 января 2005 года в день своего 85-летия.
Кинокарьера Николая Трофимова началась с эпизода в фильме «Шел солдат с войны» по повести Валентина Катаева. За ней последовали небольшие, но блестяще сыгранные роли в фильмах «Укротительница тигров», «Запасной игрок», «Полосатый рейс» и других. Первой серьезной работой Николая Трофимова в кино стала роль капитана Тушина в эпопее «Война и мир». Увидев актера на сцене, режиссер Сергей Бондарчук тотчас принял решение утвердить его на роль «маленького человека», подлинного героя, который готов отдать свою жизнь не ради наград и званий, а по зову долга и чести. По словам коллег, Трофимов и сам был таким — честно и самоотверженно делал свою работу и никогда не гнался за наградами.
В 1974 году на экраны вышел фильм «Лев Гурыч Синичкин», в котором Трофимов вновь представил свой коронный образ — теперь уже в киноверсии. «Принцесса цирка», «Степь», «Африканыч» — всего Трофимов сыграл более 70 ролей в кино.
Трагикомический талант артиста ценили режиссеры и зрители. Его называли русским Чарли Чаплиным за то, что умел преподнести свой образ с невероятной искренностью и простотой. Актер считал, что рассмешить людей труднее, чем заставить сострадать или ненавидеть. Его заветной мечтой была роль великого философа Сократа, но ее Трофимов так и не дождался.
Николай Николаевич Трофимов предчувствовал свою кончину и заранее попросил звукорежиссера поставить на похоронах песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Актер скончался в ноябре 2005 года от инсульта.