Ушла из жизни Римма Маркова, замечательная актриса, душа советского кино. Она играла сильных женщин, простых и бесхитростных, совершающих ежедневные подвиги потому, что не могут жить иначе. Римме Марковой верили зрители, ведь она и в жизни была такой – искренней и честной, деятельной и требовательной, в первую очередь к себе.
Жизнь в театре
«Настоящая русская женщина» - так ее называли коллеги. Римма Маркова родилась 3 марта 1925 года в поселке Чурино Куйбышевской области. Отец будущей актрисы самородком в актерском деле, добившимся успеха без всякого образования. Однажды его байки услышал режиссер Саратовского драмтеатра и пригласил его в труппу. Так Римма Маркова вместе с родителями и братом Леонидом познакомились с театром – отцу дали комнату прямо рядом с работой. Дети любили проводить время за кулисами и скоро сами стали выходить на сцену.
«Мой брат Леонид Марков был младше меня на два года, и я всегда чувствовала за него большую ответственность. Он был застенчивым парнем, а я пробивная. Не случайно первые большие роли в театре между нами распределили так: я, девятилетняя, была мальчишкой-беспризорником, а Лёня играл сестрёнку. Помню, в 31 году голод был страшный. Папа подвесил к потолку кастрюльку с похлёбкой и внизу зажёг керосиновую лампу, чтобы, пока они в театре играют, сварилось всё это варево. А Лёнька полез с ложечкой туда, капнул нечаянно на лампу, она и закоптилась. Как мы не угорели, до сих пор не знаю. Когда папа спросил, кто это сделал, я взяла всю вину на себя, чтобы брату не досталось. И так опекала его до самой его смерти. Он ведь был совершенно не приспособлен к этой жизни», - вспоминала актриса.
В Саратове Марковы пробыли недолго, они часто переезжали с места на место, жили в Кинешме, Якутске, Ашхабаде, Саратове и Вологде, где Римма Васильевна посещала студию при местном драмтеатре. Педагог Лидия Ротбаум разглядела в молодых актерах талант и посоветовала им попытать счастья у худрука Московского театра имени Ленинского комсомола Ивана Берсенева, у которого когда-то училась.
В столицу Римма и Леонид прибыли в лучших традициях «покорителей Москвы» - с чемоданом груш. «Жить нам было негде, ночевали на вокзале, пока об этом не прознал Берсенев и не разрешил жить прямо в театре. Для нас это стало праздником, о котором можно только мечтать! Утром мы умывались и садились на диванчик при входе, а мимо нас проходили артисты, весь цвет тогдашнего Ленкома - Гиацинтова, Бирман, Серова. Однажды Серова (актриса Валентина Серова – прим. ред.) - тогда она была в зените славы - вручила нам царский подарок - два куска мыла, хозяйственное и "Земляничное"», - рассказывала Римма Маркова.
Со сцены – на экран
Римма Маркова самозабвенно училась, мечтая посвятить жизнь театру. Дебютом на сцене стала роль Фроси в спектакле «Вторая любовь» - тогда Берсенев не мог нарадоваться на свою новую актрису. Но вскоре худрук скончался, и его протеже самым подлым образом сократили из театра. Тогда актриса проявила свой знаменитый характер: пришла в отдел культуры ЦК КПСС и заявила, что выбросится из окна прямо сейчас, если начальник ее не выслушает. После этого Римму Маркову восстановили, но она тут же написала заявление об уходе. Несколько лет она работала в «Москонцерте», много гастролировала, а затем перешла в Театр киноактера, где служила до пенсии.
Судьба актрисы в кино была еще более яркой. Первой ее киноработой стал фильм «Рядом с нами», а настоящую всенародную славу принес фильм «Бабье царство», снятый режиссером Алексеем Салтыковым. Казалось, именно такой роли ждала актриса – на момент выхода на экран ей было 42 года. Образ простой деревенской женщины, которую не смогли сломить фашистские захватчики, словно был создан для Риммы Марковой. На пробах главной конкуренткой актрисы стала Нонна Мордюкова, но даже ей не удалось превзойти Маркову. За эту работу она была удостоена премии фестиваля в Сан-Себастьяне, но главной наградой стало признание и любовь зрителей на долгие годы.
Всегда в кадре
Фильмография Римма Марковой насчитывает больше семи десятков картин: «Живые и мертвые», «Вечный зов», «Сладкая женщина», «Родня», «Гардемарины, вперед» и многие другие. Не всегда ей доставались главные роли, но актриса так прорабатывала даже эпизоды , что не заметить было просто невозможно. Так, после «Покровских ворот», где Римма Маркова сыграла решительную даму-хирурга, ее цитата «На проводе», что называется, ушла в народ.
В последние годы Римма Васильевна продолжала сниматься в кино и сериалах, выбирая только самые интересные, характерные роли. В 2004 году на экраны вышел фильм «Ночной дозор» по произведениям Сергея Лукьяненко, в котором Римма Маркова блестяще сыграла ведьму-мошенницу. В одном из интервью актриса призналась, что не до конца представляла, что за роль ей предложил Тимур Бекмамбетов.
«Я внимательно ознакомилась. Там разные шутки-прибаутки. Героиня-мошенница, которых сейчас навалом, привораживает мужей, снимает порчу. Я выучила эту роль, но когда стала сниматься, поразилась: то дым пускают, то на качелях меня вертят. А еще по сюжету я говорю, что хочу дать дочери образование. Была убеждена, что у этой женщины есть дочь, ради которой она трудится. А там, оказывается, паук! Какая у меня в действительности героиня, я поняла, когда уже снялась. Во Владивостоке на кинофестивале я узнала, что на эту роль вначале пригласили Ахеджакову, потом Зинаиду Шарко, но они отказались. И я бы тоже не согласилась, поэтому режиссеры и решили все это утаить, взяли меня нахрапом. Так я потом принципиально на премьеру не пошла. И в США с творческой группой не поехала. Нельзя обманным путем приглашать актера на подобную роль», - говорила она.
Мало кто был способен противостоять силе ее характера. «Неизвестно как, но режиссер уговорил Римму Васильевну сняться и в «Дневном дозоре», за которым последовали фильмы «Семейка Ады» и «Вероника больше не придет».
Актриса также нашла себя в общественной деятельности. «Что толку отдыхать?» - вопрошала она и смело шла бороться за права актеров-пенсионеров, своих коллег, доживающих свой век в нищенских условиях. Говорить то, что думаешь, и делать то, что способна - это был девиз Риммы Марковой, которому она следовала до конца своих дней.
ОРТ. Русский проект. Нонна Мордюкова и Рима Маркова