Примерное время чтения: 12 минут
3690

Наталья Гвоздикова: «Самые сложные испытания бог посылает тем, кого любит»

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Наталья Гвоздикова, 2014 г.
Наталья Гвоздикова, 2014 г. / Anatoly Lomohov / www.globallookpress.com

7 января народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР Наталья Гвоздикова отмечает 75-летие. А накануне актриса, в которую страна влюбилась после фильмов «Рожденная революцией» и «Большая перемена», ответила на вопросы aif.ru.

«Нельзя обманывать ожидания»

Ольга Шаблинская, aif.ru: — Наталья Фёдоровна, вы всегда много снимались. А сегодня из чего состоит ваша творческая жизнь?

Наталья Гвоздикова: — Я очень люблю поэтические вечера. Пушкина читаю и Ахматову, своих любимых авторов. Ахматовских стихов знаю очень много, иногда делаю программу только по её поэзии. Зрители принимают меня всегда хорошо, цветы дарят. Но дело даже не в цветах. Приходишь, смотришь, как сидящие в зале люди реагируют, как они вместе с тобой подпевают, как включают фонарики в телефонах, и на душе становится очень светло. А выходить под стук собственных каблуков и под них же уходить — тогда грош нам, актерам, цена.

Наталья Гвоздикова. «Большая перемена» (1972-1973).
Наталья Гвоздикова. «Большая перемена» (1972-1973). Кадр из фильма

Сергей Аполлинарьевич Герасимов, мой учитель, всегда говорил: «Даже если в зале будут сидеть три человека, ты должен отработать так, как будто зал полон». Но, слава богу, в моей жизни не было так, чтобы зал был полупустой — хотя я в таких дырах выступала, передать вам не могу. Например, Приморский край. С одной стороны — Китай, с другой — Корея, с третьей — Россия. Я даже фотографировалась около гранитного колышка, где написано «Корея, Китай, Россия». На концерт пришли мамочка с крохотным ребёночком, женщина после инсульта — ну как можно обмануть их ожидания? Поэтому я выкладывалась на сцене больше чем на сто процентов. Люди там проявляли свою любовь очень трогательно: кто-то принес арбуз, кто-то — один гладиолус. Ну, где тебя так ещё будут любить, как не на родине? А ещё они мне подарили коричневую фиалку в коробочке из-под лапши «Роллтон», чтобы я в Москву отвезла. Знали, что я очень люблю цветы. Однажды даже, будучи на гастролях в Бельгии, стырила там красивый цветок. Прятала его, боялась, что на границе заберут — но никто ничего у меня не забрал. Жасмин домашний у меня растет — из Греции. Мы очень много работали за границей — в Европе, в Америке. И из многих стран я везла именно цветы, а не вещи.

— Мне всегда интересно, кто приходит на концерты российских артистов за рубежом? Я правильно понимаю, что в основном это русская диаспора?

— Да, как правило, приходят люди, которые уехали когда-то из России. Они очень скучают по родине. И когда мы, российские актёры, выходим на сцену, они говорят нам потом: «Спасибо, что приехали. Вы — это наша жизнь». Сейчас осуждают тех актёров, которые уехали. Я считаю: если человек совершил какой-то шаг — это его личное решение, и в принципе это не моё дело. Каждый из нас проживает свою жизнь. И каждый платит за грехи.

«Ты просто поговори»

— А когда вам бывало в жизни сложно, где искали успокоения, поддержки?

— Я человек верующий. Стараюсь всегда пообщаться со своим святым отцом, когда на душе тяжело. На самом деле батюшки же тоже бывают разные. Когда я в больнице лежала, ко мне пришел батюшка — так он довел меня до слез. Я потом отцу Георгию это рассказала. «А не надо исповедоваться перед батюшками, которые тебя не знают», — ответил он мне.

Господь — он и есть Господь. А батюшки — это всё-таки люди, которые должны объединять нас с Господом.

Когда был коронавирус, я позвонила своему святому отцу: «Отец Георгий, я испекла куличи. Что делать?» — «Не приезжай. У нас ворота закрыты из-за пандемии». И научил меня, что и как сделать, чтобы я получила от Бога благословение вне церкви.

Я не люблю в церковь ходить, когда много народу, потому что люди меня узнают, начинают шептаться — по-разному реагируют. Я люблю бывать в храме, когда людей мало. Если болею, батюшка мне вот что посоветовал: «Просто поставь перед собой икону, и необязательно, что ты будешь молиться, хоть ты молитвы знаешь». — «Да, знаю». — «А ты просто поговори, как ты разговариваешь с близким тебе человеком. Особенно тогда, когда у тебя не очень комфортно на душе, когда ты нездорова».

В пандемию же страшно было: выглядываешь из окошка квартиры — а мой любимый Воронцовский парк пустой. Детские и спортивные площадки цепями замотаны. А ведь там — белки, лебеди, утки, птички-синички, которых мы кормили. И мы даже просили рабочих, которые там убирают, чтобы они нас пустили к животным — потому что они привыкли к общению с людьми. К хорошему ведь и птички-синички привыкают. Даже зверям нужна забота. А человеку и подавно нужна поддержка. Слава богу, сейчас дома престарелых и детские дома стали приобретать божеский вид. Теперь это не заброшенность, где грязь, вонь, мыши, тараканы.

Я курирую сиротский детский дом. И знаете, очень странно порой слышать мнение людей об этих учреждениях. Как-то мне сказали: «Странно, что все воспитательницы такие ухоженные и толстые». А почему они должны оборвышами ходить и выглядеть как облупленные козы? Они с детьми работают. Главное — что дети ухоженные, накормленные, их учат. Когда снимали фильм «Хозяйка детского дома», где Наташа Гундарева играет, Любовь Сергеевна Соколова, она тоже там снималась, рассказывала, что в туалет в детдоме нельзя было войти — моча по щиколотку была. Это было лет 40 назад — сейчас, слава богу, всё иначе. Но пугает другое. Сейчас детей уже некуда селить, все эти учреждения переполнены. Вот в чём ужас. Три года назад были в Душанбе, привезли несколько картин. Один фильм был о детском доме, о брошенных детях. Режиссёры — две молодые женщины. Я им говорю: «Девочки, а зачем вы привезли сюда эту картину? В Средней Азии не бывает Домов престарелых, не бывает Домов ребёнка». И знаете, что мне местные из Союза кинематографистов ответили? «Наталья Федоровна, мы должны вас огорчить: у нас теперь тоже детей бросают». — «У ВАС?!» — «Да, время пришло такое. Приносят в роддом, оставляют в специальных боксах».

Но, повторю, радует, что сейчас дома ребёнка и дома престарелых стали достойными. Не у всех же получается сидеть со стариками. Помню, Леня Куравлев развёл целую антимонию по поводу того, что его определили в дом престарелых. Мы с ним и Светой Немоляевой часто встречались на кладбище — все наши там похоронены. Помню, Лёня около Нининой могилы стоит, стоит часами. Я: «Лёня, Лёнечка, ну что ж ты?» А он: «Наташа, Ниночка моя ушла, вот и моя жизнь закончилась». На могильном памятнике жены он рядом написал: Леонид Вячеславович Куравлев, год рождения, а год смерти пропущен. И вот он туда приезжал едва ли не каждый день. «Я, — говорит, — Наташа, здесь очень часто бываю». А Света Немоляева призналась: «Представляешь, мы не так часто виделись с Лёней на каких-то мероприятиях, а сейчас на кладбище постоянно встречаемся».

— А вы пробовали Куравлёва подбодрить? Сказать, что он же пока живой...

— Пробовала. Но, видите, как у него сложилась жизнь. Конфликт с дочкой, говорят, у которой тоже не сложилась жизнь — она же у всех по-разному складывается... У меня ведь тоже была сложная жизнь. В один трудный момент я спросила у своего батюшки: «Отец Георгий, зачем же Боженька посылает такое испытание?» Он, помню, сказал: «Чем больше Бог любит человека, тем сложнее испытания он ему посылает». Вот объяснение, которое меня успокаивает много-много лет.

Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова, 1997 г.
Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова, 1997 г. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин

Покаялся перед духовником

Напомним, что Наталье Гвоздиковой действительно пришлось пережить очень нелёгкие времена. У её супруга, актера Евгения Жарикова, в 1992–2004 годах случился роман с журналисткой Татьяной Секридовой, которая родила ему сына Сергея и дочь Катю. После того, как Секридова во всеуслышание объявила об этой связи, Жариков прекратил отношения, впоследствии высказывался о них с сожалением и раскаянием.

Сейчас внебрачные дети Жарикова уже взрослые: Сергею — 26, Кате — 24. Их мама продолжает работать журналисткой. В своё время женщину больше задело не то, что Евгений Ильич не ушел от Гвоздиковой к ней, а его признания одному изданию: «Чего только с нами, мужиками, не случается! С Секридовой у меня была порочная половая связь. Секс может быть и без любви. Секридова — типичная охотница за людьми с известными именами. До меня были и другие. Она сама рассказывала — кто именно. Подбивала клинья под Раймонда Паулса, например. Детей хотела Татьяна. “Я и третьего рожу, если мне хорошо заплатят!” — это ее шуточка... Себя нисколько не оправдываю. Свою чашу позора пью до дна. Я покаялся перед духовником. Расплачиваюсь за грех здоровьем».

Гвоздикова, узнав об измене мужа из СМИ, не подала на развод и ухаживала за мужем, когда он тяжело болел. Жариков скончался от рака 18 января 2012 года в Москве в Боткинской больнице на 71-м году жизни.

Похоронен Евгений Жариков 21 января на «актёрской аллее» Троекуровского кладбища. Там же покоятся народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Александр Лазарев и народный артист РСФСР Леонид Куравлёв — рядом со своей супругой Ниной Васильевной.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах