В отличие от ее хохотушки Полины из «Большой перемены» или твердой, принципиальной, а порой и бескомпромиссной Маши из «Рожденной революцией» у Натальи Фёдоровны хватило мудрости и мягкости принять очень сложное решение — простить предательство самого близкого человека.
Большие перемены
Но это будет потом, во взрослой жизни. А юная Наташа, которая появилась на свет 7 января 1948 г. в городке Борзя Читинской области, и не предполагала, чем обернётся ее выбор стать актрисой. Семья была вполне для советского времени типичная: отец — военный инженер, мама вела домашнее хозяйство, неплохо рисовала. Связей с театром и кино никаких. Но старшая дочь Людмила выбрала профессию актрисы, успешно отучилась и работала в Ленинградском театре миниатюр у Аркадия Райкина. Наташа решила взять пример с сестры и поступила во ВГИК, на курс к легендарным Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Дипломированную (но пока никому не известную) артистку пригласили в Театр-студию киноактёра (был в Москве такой театр, где актёры, не занятые в съемках, играли в спектаклях). Благо, киноопыт у Гвоздиковой уже был — она сыграла эпизодическую роль в фильме «У озера», где ее партнером был Василий Шукшин.
Громкую славу ей принесла роль аспирантки истфака Полины в комедии «Большая перемена», вышедшей на экраны в 1973 г. Сегодня это уже киноклассика, а тогда никто из снимавшихся в «Перемене» актёров и не предполагал, что фильм будут смотреть и пересматривать.
«Сексуально-эротический рот»
Как рассказывала сама Наталья Фёдоровна в интервью «АиФ», больше всего проблем ей доставляли ее роскошные волосы. «Я от природы натуральная блондинка, и волосы у меня всегда были ниже пояса. А моя Полина — жгучая брюнетка, да еще и с короткой стрижкой, — вспоминала Наталья Фёдоровна. — А я тогда снималась в нескольких картинах одновременно, и внешность мне нельзя было менять категорически. Пришлось сниматься в синтетическом парике, убирая под него косу. Съемки проходили летом, в Ярославле. Жара страшная, а я в парике. И должна все время об этом помнить. Потому Ролан Быков, у которого была накладка, один раз про неё забыл, бросился по сценарию в воду спасать героя Мишки Кокшенова, так у него эта накладка уплыла. Быков вообще феноменальный был человек. Он себе на съемках вату за щеки набивал. Спрашиваю: „Ролан Анатольевич, зачем?“ Он отвечает: „Ты не понимаешь! Это чтобы у меня был сексуально-эротический рот!“ По сценарию ему приходилось есть мороженое. И он его ел. Вместе с этой ватой».
На оголённом нерве. Почему Ролан Быков не сыграл Пушкина? →
Про «Большую перемену» Гвоздикова вспоминает с удовольствием. Не любит рассказывать она лишь об одном эпизоде: о том, как на нее, юную и неопытную, положил глаз автор сценария Алексей Коренев. Не дождавшись взаимности, он попытался отомстить и вычеркнуть ее героиню из сценария вообще. К счастью, проделать это ему не дали, и Полину он лишь слегка «порезал».
«Безобразие! А Жариков где?»
В те времена Наталья была замужем. Муж, далекий от кинематографа человек, не мог примириться с тем, что жена принадлежит не только ему, но и всему СССР. Брак явно начинал давать трещину... И тут очень удачно в 1973 г. Гвоздикову пригласили на пробы в один фильм, где ее партнером должен был быть артист Евгений Жариков. «Жариков первым в меня влюбился, — с улыбкой рассказывала Наталья Фёдоровна в интервью „АиФ“ историю их знакомства. — А мне он сперва не очень понравился. И сниматься я с ним не хотела. Но в итоге на роли героев, влюбленных друг в друга, утвердили именно нас. И вот мы на пробах вместе, в гримерке вместе, в пошивочном цеху вместе. Присматривались-присматривались друг другу. И присмотрелись. Хотя в тот момент все было непросто — у обоих семьи. Начались бракоразводные процессы. К тому же я снималась тогда сразу в трех картинах. И у меня умирал папа. Папы не стало 13 июня. А 14 июня 1974 г. Женя вошел в мою семью».
А дальше — дальше была еще одна ставшая легендой картина «Рожденная революцией» про становление советской милиции. В нем Жариков и Гвоздикова вновь играли любящих друг друга Машу Кораблёву и Николая Кондратьева. Как вспоминал Евгений Жариков, в «Рожденной революцией» они с Гвоздиковой ни разу даже не поцеловались. Но их любовь друг к другу и так переполняла кадры.
«На поцелуи мне в кино не очень везло, — признавалась Наталья Гвоздикова. — С Мишкой Кокшеновым в „Большой перемене“ да с Лёвой Прыгуновым в фильме „Опасные друзья“. „Играть в любовь“ в этом фильме мне было достаточно сложно. Во-первых, у нас со Львом Прыгуновым должна была быть постельная сцена. Я когда сценарий прочла, обомлела. Ладно, целуются. Но постель?!.. На дворе то ли 80, то ли 81-й год! Прихожу домой и Жене говорю: „Мне-то с Лёвкой придётся в постель ложиться!“. Он так спокойно отвечает: „Ну, ты же актриса, играй!“.
Во-вторых, у нас сцены поцелуев никак не получались. Прыгунов только лицо свое ко мне приблизит — я хохотать начинаю. Снимали мы это все возле Новодевичьего монастыря. И там на лавочке старушка какая-то сидела. Режиссер говорит: „Пусть сидит! Она очень хорошо в кадр вписывается!“. И вдруг эта бабка подхватывает свою кошелку, подскакивает к нам и кричит: „Безобразие! Прыгунов с Гвоздиковой целуется! А где Жариков?“. В итоге Лёвка, чтобы я не хохотала, в момент поцелуя сильно наступал мне на ногу. А в постель с ним я так и не легла».
«Сам рожай!»
Пара Гвоздикова-Жариков в актерских кругах считалась образцовой: столько лет вместе, душа в душу. Как Певцова с Дроздовой прозвали «Певчий Дрозд», так Гвоздикова с Жариковым заслужили шуточное прозвище «Жареные гвозди». Тем страшнее был удар, который внезапно обрушился на Наталью Фёдоровну. В конце 1990-х все СМИ радостно обсуждали сенсацию: журналистка Татьяна Секридова (она специализировалась на интервью со звездами) объявила, что у них с Жариковым растут двое детей — сын Сергей и дочь Катя. Гвоздикова тогда стойко держала удар, предпочитая не выносить сор из избы. О причинах измены сегодня можно только гадать. Как-то в дружеском разговоре Евгений Ильич признавался: «Когда мы с Наташей решили пожениться, я настаивал, чтобы она родила пятерых детей. Долго спорили и сошлись на трёх. А она только Федьку родила и заявила: «Дальше сам рожай!». Тем не менее Наталья Фёдоровна нашла в себе силы простить мужа и не развелась с ним.
За этот скандал Гвоздикова заплатила очень дорогую цену: вскоре умерла ее мать. Как говорили друзья семьи, пожилая женщина не выдержала той шумихи, что поднялась вокруг семьи ее дочери. А несколько лет спустя начались серьёзные проблемы со здоровьем и у Евгения Ильича — сказалась старая травма, полученная на съемках: упав с коня, он получил компрессионный перелом позвоночника и повредил тазобедренный сустав. В конце жизни он практически перестал ходить. И все это время Наталья Фёдоровна ухаживала за мужем.
Сейчас актриса практически не снимается в кино, сосредоточившись на семье, и изредка устраивает творческие встречи со зрителями.