Как это ни удивительно, но у одного из самых заслуженных российских режиссеров профильного образования нет. И театральное училище в родном Новосибирске, и ГИТИС в Москве он окончил как актер. Правда, именно как актер он если и работал, то явно не для истории. В одном из интервью Звягинцев вспоминал, что играл в спектакле Владимира Агеева «Игра в классики» по Кортасару и в антрепризе «Месяц в деревне» по Тургеневу. Но потом безденежье достало и Звягинцев с помощью армейского приятеля, работавшего оператором, оказался в рекламе. «Мои университеты: теория — это киоск, где можно купить книги по кино, а практика — зал киноцентра, где я смотрел фильмы», — рассказывал он.
Работой над рекламными роликами дело не ограничилось. В 2000 году Звягинцев попал на РЕН ТВ, где как раз собирались запускать производство собственных сериалов, и даже снял три новеллы для киноальманаха «Чёрная комната». И по результатам этой работы генеральный продюсер канала Дмитрий Лесневский предложил Звягинцеву снять полнометражный фильм.
«Возвращение», 2003
Про эту картину можно сказать так: любой режиссер хотел бы снять такой дебют. Причем первой лентой «Возвращение» было не только для Звягинцева, но и почти для всех участников съемочной группы. С оператором Михаилом Кричманом они сотрудничали на «Черной комнате», до этого тот снимал музыкальные клипы, композитора Андрея Дергачева Звягинцев нашел вообще случайно, исполнитель роли отца Константин Лавроненко еще в восьмидесятые снялся в одном фильме, но до «Возвращения» играл только в театре. И это не считая двух детей-актеров: Ивана Добронравова и Владимира Гарина. В итоге «Возвращение» оказалось на Венецианском кинофестивале в основном конкурсе, хотя фильм звали и в Монреаль, Локарно и Торонто, и получило там «Золотого льва» и приз Луиджи де Лаурентиса.
«Изгнание», 2007
Делала эту картину та же команда, что и «Возвращение»: оператором был Кричман, Дергачев стал одним из авторов музыки, а Лавроненко снова исполнил главную роль. «Изгнание» попало в основной конкурс Каннского кинофестиваля и стало началом долгого и успешного романа режиссера с этим смотром. Лавроненко получил приз фестиваля как лучший актер, но критики посчитали фильм чересчур патетичным и «Изгнание» стало считаться самой неудачной лентой в фильмографии Звягинцева.
«Елена», 2011
После «Изгнания» Звягинцев, разумеется, не бездельничал, а негативные отзывы не привели к его уходу из кино. Он работал в рамках альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя» (его новелла, правда, не вошла в международную версию). А спустя четыре года «выстрелил» новой картиной, которая здорово посрамила тех, кто после «Изгнания» поставил на нем крест. «Елену» Звягинцев делал уже с новым продюсером (Александром Роднянским), а одну из главных ролей сыграла Елена Лядова, которая до этого участвовала в работе и над «Изгнанием», и над новеллой для альманаха как актриса озвучивания. «Елена» продолжила добрую традицию, в соответствии с которой все фильмы Звягинцева попадают на самые большие кинофестивали. Правда, на этот раз это был не основной конкурс Канн, а программа «Особый взгляд», но и там «Елена» без призов не осталась, получив специальный приз жюри.
«Левиафан», 2014
Самый скандальный фильм Звягинцева, снятый по мотивам истории американского сварщика Марвина Химейера, но с библейскими аналогиями и в российских декорациях. Оператором снова был Михаил Кричман, продюсером — Роднянский, а главные роли исполнили Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков и Роман Мадянов. История противостояния автослесаря из небольшого городка с местными властями была включена в основной конкурс Каннского кинофестиваля (фильм получил сценарный приз), потом «Левиафан» стал первым постсоветским обладателем «Золотого глобуса», а в России все оказалось не так просто. Фильм потребовалось переозвучить: он попал под закон о запрете мата (в прокатной версии нецензурную лексику запикали или убрали вовсе) и в целом вызвал весьма заметный скандал. Ленту оценивали не только кинокритики, но и политики, а также священнослужители.
«Нелюбовь», 2017
Фильм о супружеских отношениях, которые находятся на грани развала, Звягинцев делал с той же командой, а главные роли в картине исполнили Марьяна Спивак и Алексей Розин. «Нелюбовь» была отобрана в основной конкурс Каннского кинофестиваля и получила там Приз жюри, она представляла Россию в иностранной категории «Оскара» и вошла в пятерку номинантов (но не победила: в тот год была награждена чилийская «Фантастическая женщина»). Была у картины и номинация на «Золотой глобус», а также куча других призов, в том числе режиссерский «Золотой орел». Про следующие проекты Звягинцева пока известно немного. Так, он давно разрабатывает сериал по заказу компании Paramount Television. Кроме того, в его планах фильм о блокаде Ленинграда и Второй мировой войне. Также Звягинцев заявлял о своем желании снять фильмы о Киевской Руси и о Древней Греции. Что из этого дойдет до воплощения на экране и попадут ли такие фильмы в программу Каннского кинофестиваля, покажет время.