Примерное время чтения: 6 минут
1376

«Оскорбление» против «Нелюбви». Все конкуренты Звягинцева на «Оскаре»

«Фантастическая женщина».
«Фантастическая женщина». Кадр из фильма

Когда в 2015 году Андрей Звягинцев номинировался на «Оскар» с «Левиафаном», в гонке за премию «Лучший фильм на иностранном языке» был явный фаворит: польская драма Павла Павликовского «Ида». На этот раз очевидного победителя в шорт-листе нет, все номинанты — призёры крупнейших международных фестивалей.

АиФ.ru знакомит с лентами, которые 4 марта поборются за «Оскар» с российской семейной драмой.

«Квадрат», реж. Рубен Эстлунд

Страна: Швеция
Рейтинг фильма на IMDb: 7,7

Свобода слова, псевдотолерантность, расслоение общества по уровню дохода, мигранты, поклонение брендам, проблемы взаимоотношений современных мужчин и женщин, двойные стандарты — и это только часть вопросов, которые поднимает «Квадрат» Рубена Эстлунда. Неслучайно актуальная шведская лента получила «Золотую пальмовую ветвь».

Главный герой картины — куратор музея современного искусства (Клас Банг) и знаменитой выставки «Квадрат» — старается быть идеальным отцом для двух дочерей, он безупречно вежлив с окружающими и стремится к тому, чтобы его работа служила обществу. Но как быстро выясняют проницательные зрители, всё это напускное.

Положенный в основу картины арт-проект «Квадрат» — реальная инсталляция режиссёра Рубена Эстлунда и продюсера Калле Бомана, которые в одном из шведских музеев очертили «территорию доверия» (если человек входит в нарисованный на земле квадрат — это сигнал бедствия, а обязанность других — предложить ему помощь). Горькая правда заключается в том, что в современном мире за чертой квадрата помощи не жди. А ирония режиссёра ещё печальнее: даже интеллигентный, толерантный, просвещённый куратор выставки, попадая на крючок мошенника (который просил о помощи), реагирует на обман жестоким образом. 

Теперь вместо того, чтобы заниматься инсталляцией, посвящённой доверию и уважению, Кристиан пытается разыскать свой бумажник, угрожая случайным людям. А рекламная кампания пиарщиков, пущенная им на самотёк, приходит к тому, что «добрую» выставку продвигают при помощи видеоролика со взрывающимися котиком и девочкой. Одним словом, Рубен Эстлунд за 2,5 часа постарался разоблачить запутавшееся в собственном лицемерии современное шведское общество, а заодно — и потребительское отношение СМИ.

«Фантастическая женщина», реж. Себастьян Лелио

Страна: Чили
Рейтинг фильма на IMDb: 7,5

«Фантастическая женщина» не имеет никакого отношения к популярному супергеройскому блокбастеру «Чудо-женщина», однако у массового зрителя вызовет не меньший интерес. А всё дело в актрисе, которая сыграла главную героиню (клубную певицу Марину, которая когда-то была мужчиной по имени Даниэль ): это трансгендер Даниэла Вега. 

По понятным причинам фильм считался фаворитом Берлинского кинофестиваля, который неравнодушен ко всем «униженным и оскорблённым», однако получил лишь приз за сценарий. По сюжету «Фантастической женщины» обеспеченный пожилой бойфренд Марины неожиданно умирает от аневризмы. Только после этого открывается, что Марина — транссексуал. Семья и близкие умершего (которых тот когда-то оставил ради экстравагантной возлюбленной) унижают её, выбрасывают из квартиры и даже не пускают на похороны. Весь фильм связан с этой противоестественной ситуацией: когда человек не имеет права ни любить, ни скорбеть.

Даже несмотря на восхищение западных критиков, блестящий трагический сюжет и прекрасную игру актрисы-трансгендера многие задаются вопросом: был бы так популярен фильм, окажись на месте героини обычная женщина? Однозначного ответа нет, но то, что «Фантастическую женщину» следует считать правозащитным социальным кино — факт.

«О теле и душе», реж. Ильдико Эньеди

Страна: Венгрия
Рейтинг фильма на IMDb: 7,9

«О теле и душе» — самая лиричная и тихая картина в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в этом году. Романтическая драмеди без «социальщины» и прочих атрибутов актуального фестивального кино оказалась настолько сильной, что в 2017 получила сразу несколько наград на известном своей политизированностью Берлинском кинофестивале: «Золотого медведя», гран-при ФИПРЕССИ, «Приз экуменического жюри» и приз зрительских симпатий.

История режиссёра Ильдико Эньеди, знакомой нашим соотечественникам по фильму «Мой XX век» с Олегом Янковским, рассказывает о скромной Марии (Александра Борбей) и одиноком Эндре (Геза Морчани), которые работают на скотобойне. Оба стараются избегать общения друг с другом, но неожиданно узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны про пару оленей.

Как раз на сопоставлении людского и звериного миров строится двухчасовая, медленно развивающаяся мелодрама. Чтобы подчеркнуть сходство главных героев с беззаботными оленями и коровами, ожидающими расправы на скотобойне, оператор Мате Хербаи использует одинаковые кадры. К концу фильма зрители уже не сомневаются, что глаза инспекторши по качеству мяса ничем не отличаются от глаз животных. 

Из-за натуралистично изображённых сцен убийства животных этот фильм порой трудно смотреть. Но режиссёр снимала не манифест в защиту животных, наоборот, это жест в защиту людей, рассказ о том, что гармония между телом и душой может сделать первое полноценным.

«Оскорбление», реж. Зиад Дуэри

Страна: Ливан
Рейтинг фильма на IMDb: 7,9

У фильма «Оскорбление» за спиной тоже яркая фестивальная судьба: ливанскую картину показали в программе кинофестиваля в Торонто, а премьера прошла в рамках конкурса Венецианского кинофестиваля-2017. Но среди западных критиков этот фильм обсуждался не так активно, как предыдущие ленты, и вряд ли он станет фаворитом гонки за «Оскар».

«Оскорбление» рассказывает об инциденте между ливанским христианином Тони (Адель Карам) и палестинским беженцем Яссером (Камел Эль Баша). Однажды Тони случайно проливает на голову соседа воду и после взаимной перепалки решает подать на нелегала в суд. Вспыльчивые мужчины, скорее всего, сами бы прекратили вражду, но цирк, который СМИ устраивают вокруг обычной бытовой перепалки, превращается в испытание для обеих общин. 

Как говорится, жизнь — лучший сценарист. В своих интервью ливанский режиссёр признаётся, что идея фильма была вдохновлена инцидентом, который произошёл с ним несколько лет назад. По словам Зиада Дуэри, оглядываясь назад, он понимает, что этот простой случай также мог обернуться национальным кризисом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах