Владимир Полупанов, АиФ.ru: В прошлому году вышел ваш совместный клип на песню «Разбуди меня» с группой HI-FI и Павлом Есениным. Это была разовая акция, или ты вернулся на прежнее место работы?
Митя Фомин: Я уже не мыслю себя в прежних рамках. Это было воссоединение группы HI-FI в золотом составе. Мы не встречались и не выступали вместе более 10 лет. Всё думали над поводами для воссоединения и никак не могли придумать. Сергей Жуков отмечал 22-летие группы «Руки вверх» в «Олимпийском», и я предложил ребятам — чем не повод. Идею все восприняли с воодушевлением. И всё случилось.
Скажу тебе честно, я ожидал большего внимания к этому воссоединению. Я даже думал, что неплохо было бы проехаться по городам-миллионникам. Мы спели вместе новую песню. Но, к сожалению, не были услышаны так, как хотелось. С прискорбием отмечаю, что вроде бы хорошая песня («Разбуди меня» — Ред.), но она осталась почти незамеченной, не прозвучала, как должна была.
— В клипе Павел Есенин мелькнул всего лишь на несколько секунд. А ведь все эти 10 лет, которые ты работал в группе, он пел вместо тебя.
— Да, это уже не является тайной — я просто «анимировал» эти песни. Я сравниваю эту роль с ролью актёров, которые в фильмах «поют» чужими голосами, потому что так решил режиссер. Это была удобная модель существования коммерческого коллектива, который очень востребован. Мы же почти не бывали дома. Хотя у меня всегда были амбиции певца. Я и пришёл в HI-FI с надеждой, что рано или поздно мне дадут возможность петь. Но сколько бы я ни добивался и ни уговаривал менеджмент группы, мне отказывали.
— А чем мотивировали отказ?
— Тем, что публика уже привыкла к этому голосу, что у нас прекрасная модель, обкатанная годами. А если начну петь я, это может изменить судьбу коллектива. Так что не надо ничего менять, петь всё равно будет Есенин. В какой-то момент я с этой участью смирился. Мы были так востребованы, что даже не было времени остановиться, подумать о том, как реализовывать свои творческие амбиции. Конечно, в глубине души у меня скребли кошки. Я думал о том, что долго так не просуществую.
Я играл роль артиста в придуманном эстрадном спектакле. Весь шоу-бизнес, организаторы концертов знали, что Фомин не поёт. Но ни у кого не возникало ощущения фальши, потому что я выходил всегда как на амбразуру и эту роль исполнял прекрасно. Хотя менеджмент группы никогда не хвалил меня, а в глубине души мне этого очень хотелось. Чтобы сказали, что я хороший, незаменимый.
Но это не отменяет того, что я безмерно благодарен, что мне дали такую возможность. Годы, проведенные в HI-FI, многому меня научили. Я заработал друзей, поклонников, врагов, научился общаться с прессой, вести себя на публике, взлетать, падать, а потом снова взлетать. Это были незабываемые 10 лет! Но дальше я так жить не мог. Нужно было двигаться дальше.
Я представлял себе, что мне будет 60 лет и я буду прыгать на сцене под чужой голос. Кстати, я всегда пел поверх фонограммы с голосом Павла Есенина. И когда останавливалась фонограмма, я допевал, выкручивался из любых, неожиданных ситуаций.
— А что стало каплей, переполнившей чашу твоего терпения?
— На смену Ксении Олешко пришла Таня Терешина, а потом Катя Ли, которая была первой поющей солисткой группы. Кате позволили петь во всех новых песнях, а мне по-прежнему ни в одной. И тогда я понял, что мне пора. И я ушёл, по сути, в никуда. Но нисколько об этом не жалею. Первым руку помощи мне протянул Максим Фадеев. Он сказал: «Вы мне нравитесь как артист».
— Пронькину и Терешиной тоже не давали петь?
— Думаю, сейчас мы уже можем об этом говорить. Никто из нас не пел. Но сейчас в группе поют все, работают вживую. Я был тем самым протуберанцем, возбудителем сознания и мятежником, который говорил: «Ребята, мы были 10 лет на гребне славы. Но время меняется, поэтому так долго продолжаться не может». Я был первый, кто взбунтовался против этой системы. Но в прошлом году, когда мы временно воссоединились, все старые обиды забылись.
— Максим Фадеев помог в твоей сольной карьере?
— К сожалению, с Максимом Александровичем у нас не получилось поработать в полной мере. В HI-FI у нас не было никаких рамок, регламента и формата. Я одевался, как хотел. Что хотел, то и говорил со сцены. Ходил, куда хотел. Мою жизнь никто и никак не контролировал. За это огромной респект создателю коллектива Эрику Чантурия. Он давал нам полную свободу! При этом он мастер своего дела. Его слова и аранжировки Есенина в первых песнях группы — это было очень прогрессивно. Никто так не писал.
У Фадеева несколько иной подход. Со мной подписали контракт, который сильно меня ограничивал. Мне было велено не дергаться, а ждать. Поскольку я пришёл в чужой монастырь, то ничего не оставалось делать. Я принял эти правила. У Максима Александровича не хватало времени на меня, он долго не появлялся в офисе, не выходил на связь. И мной почти не занимались. Кстати, когда я пришёл к Фадееву и показал ему свой материал, он ткнул пальцем в одну из песен («Две земли», которую написал самарский композитор, работающий под псевдонимом «Теос») и сказал, что с этим материалом можно стартовать. Я стартовал как сольный исполнитель с этой песни. Но мне не хватало концертов. Я бил копытом, рисовал бизнес-планы, приходил в офис и просил: «Дайте мне песню». А мне отвечали: «Дмитрий, ждите. Мы вам позвоним. А пока сидите на попе ровно». А я не мог сидеть. Я привык работать. В HI-FI мы давали по 5-7 концертов за выходные. А после ухода у меня месяцами не было работы. Я выл как зверь. В какой-то момент пришёл и сказал, что больше так не могу и хотел бы уйти. За это я должен был выплатить огромный штраф. Огромный респект Фадееву, с меня не взяли ни копейки за расторжение.
Не знаю, что было бы со мной, если бы не Лёша Романоф, который написал мне песни и привёл меня в компанию «Гала рекордс». Под честное слово Романова мне выделили ссуду, которой я погасил свои долги в «Мальфе» (за съемку клипа и пребывание в продюсерском центре).
— У тебя есть акустическая программа, которую ты исполнишь 8 декабря в Аптекарском огороде Ботанического сада МГУ. Ты эту программу сделал для того, чтобы доказать всем, что ты артист, который умеет работать живьём?
— Эту программу, которой исполнилось уже 3 года, я сделал для того, чтобы показать другого себя. Это был для меня арт-проект, художественный вызов. Я это сделал ещё и для того, чтобы подчеркнуть, что эстрадной песне присущи разные свойства. Песни, спетые под акустическую гитару, приобретают другие краски. Я хотел показать, что эстрадная песня имеет свою глубину. Это еще и дань уважения моему отцу Анатолию Даниловичу Фомину, который прекрасно играл на гитаре, был балагуром и очень любил жизнь.
С тех пор, как ушел из группы HI-FI, я пою только вживую. Иногда доходит до скандалов, телевизионные программы просят выступить под плюсовую фонограмму. Я как осёл упираюсь — только вживую. Но не всегда это удачно получается. Потому что работаю даже на плохой аппаратуре.
Хочу отметить, что за концерт 8 декабря я не получаю ни копейки. Могу позволить себе выступать без гонорара. Все средства пойдут в благотворительный фонд «Линия жизни», с которым мы вместе собрали не один миллион рублей для детей с самыми разными заболеваниями. Концерт пройдёт в тропической оранжерее среди вечнозеленых растений. Зрительские стулья стоят стоят прямо на земляном грунте. Поэтому призываю всех приходить в удобной обуви и без цветов.
— Вначале мы играли акустику в интерьере старой советской квартиры. Это было продиктовано тем, что я хотел построить весь концерт на воспоминаниях о детстве. Как я рос, что делал, чем занимался. Немногие об этом знают. Поэтому в нашем райдере было написано, что нам на сцене нужны два старых кресла, круглый стол, скатерть и т. д. И ещё я просил швейную машинку. Потому что мои мама и сестра много шили. Шум швейной машинки сопровождал меня все детство. Помню, как мама распорола свою красивую парчовую юбку и сшила из неё костюм Маленького принца. Накануне вечером ничего не было, а утром я проснулся и пошел в детский сад принцем. Найти машинку для декораций в Москве было нетрудно. Но удивительно, что когда мы были в туре на Дальнем Востоке, швейные машинки и там чудесным образом находились в каждом ДК, где мы выступали.
— В октябре этого года вышел твой клип на песню «На вершине мира», который был снят в Арктике. Зачем тебе понадобилось отправляться за Полярный круг?
— Все свои клипы я стараюсь снимать в необычных локациях. Когда появилась возможность снять клип в Арктике, конечно же, я за нее зацепился. Редкий артист добирался туда. И никто не снимал на Северном полюсе. Мы вступили в диалог с компанией «Росатом», которой я очень благодарен.
Договорились с компанией «Новатэк» — их предприятие находится в закрытом посёлке Сабетта, где ведётся добыча сжиженного газа, и оттуда танкеры его транспортируют по Северному морскому пути. А путь им прокладывает самый мощный в мире атомный ледокол «50 лет Победы», на котором мы и путешествовали. В поселок позволено летать только специалистам. Поэтому мы долго согласовывали маршрут и участников.
В клипе ирландского исполнителя Хозиера я увидел танцовщика Сергея Полунина. Я провел параллель и предложил своему другу, премьеру Большого театра Денису Родькину, принять участие. На мое счастье, он сразу, почти безоговорочно согласился. Он придумал хореографический этюд с балериной Большого театра правнучкой Матильды Кшесинской Элеонорой Севенард. Но их танец мы снимали не в Арктике, а в горах на Красной поляне. Сам клип и несколько влогов из Арктики можно найти у меня на youtube-канале.
— Кто финансировал клип?
— Артист Митя Фомин. У меня нет спонсоров. Да и клип обошелся не так дорого. Не дороже всех остальных моих видеороликов.
— Ты недавно признался, что тебе кто-то из поклонников подарил «Мерседес». Кто этот щедрый человек?
— Не могу раскрывать все карты (заливисто смеется). Могу сказать, что это поклонники, которые могут себе позволить. Этой машине уже больше 10 лет. Но она мне дорога как память и часть моей истории. Когда я только ушел из HI-FI, сидел без денег, концертов не было, думал продать ее. Но не решился. И слава Богу. Эти деньги я бы уже давно проел. Сейчас эту машину можно продать всего за 1 млн рублей. А тогда она стоила 150 тыс. евро.
— Какие планы на Новый год?
— В новый год я хочу работать, для меня это лучший способ встретить праздник. Под конец года я выпускаю новый сингл, который называется «Все будет *******». Песня нашла меня очень вовремя, ведь в следующем году хиту «Все будет хорошо» исполняется 10 лет, и я подумал, что мы должны подчеркнуть эту дату и переосмыслить песню. Но как может быть еще лучше, если уже хорошо? Только так. Премьера трека уже через неделю, 13 декабря, клип выйдет 17 января, в день моего рождения. Снимали мы его в Белгороде в жутких погодных условиях, привлекли около 70 профессиональных актеров и танцоров, и меня там бьют…
А пока всех поздравляю с наступающим 2020! Это цифра, в которой много гармонии, симметрии, порядка, и я желаю, чтобы именно эти составляющие не оставляли вас в Новом году. Пусть будет так, как поется в моей новой песне.
Смотрите также:
- Анастасия Спиридонова: «Успех приходит именно тогда, когда ты к нему готов» →
- Владимир Кузьмин: «Одно неловкое движение — и ты в канаве» →
- Константин Меладзе: «Музыка стала жвачкой» →