В ней была лишь четверть цыганской крови. Но это не помешало таборным цыганам официально провозгласить её своей Королевой. «Она была как шампанское, наша Ляля, - говорят те, кто лично знал актрису. - Искрящаяся, пьянящая. Фигурка точёная, глаза - утонуть можно! Раз увидев её, мужчины теряли голову и не могли забыть уже до самой смерти». В этом году Ляле Чёрной исполнилось бы 100 лет.
«Я - Серёжа, он - Серёжа!»
Она появилась на свет легко - настоящим королевам положено приходить в этот мир именно так. В родительском доме всегда было много гостей. И не какая-нибудь шушера разночинная, а «из благородных». Да и как может быть по-другому, если отец маленькой Наденьки - дворянин Сергей Киселёв. А Наденькин дед Киселёв - владелец имения Бабкино, в котором подолгу гостили Чехов, Левитан. Однажды кто-то из гостей склонился над кроваткой, в которой лежала малышка. «Ой, какая лялька! Просто куколка. На ресницы спичку положи - удержится. Но что ж она такая чернушка? Кожа-то - как кофе с молоком!» Так маленькая Надя Киселёва получила псевдоним, под которым её узнает весь Советский Союз: Ляля Чёрная.
Лялина мать Мария Полякова, дочь чистокровного цыгана и русской, пела в одном из лучших московских цыганских хоров - у Ром-Лебедева. Жертвой её красоты стал князь Сергей Сергеевич Голицын.
- Голицын так страстно полюбил красавицу-цыганку, что, подкатив однажды на тройке, увёз Марию к себе, - рассказывает Любовь Владимировна Александрович, племянница Ляли Чёрной, ведущая актриса театра «Ромэн». - Тогда такие «похищения цыганских невест» были в порядке вещей. Хотя сами цыганки нрава были очень строгого. Девушке, работавшей в хоре, не разрешалось после концерта одной идти в кабинет, если вдруг распалившийся от цыганских песен и танцев гость решит пригласить её на приватный ужин. Её должна была сопровождать сестра или кто-то из родителей. Да хоть музыкант из хора! Но одной - никогда! Для цыганки это считалось позором.
С Голицыным Мария прожила несколько лет, родила ему детей. Но как-то раз добрые люди шепнули ей: «Маша, твой Серёжа-то одной красотке дорогое кольцо подарил!» Цыганки своим мужьям не изменяют, но и сами измен не терпят. Поэтому Мария собрала вещи и ушла. Залечить душевные раны она отправилась «на воды», на курорт, где в кругу ценителей цыганского искусства однажды встретилась с дворянином Сергеем Киселёвым. Дело быстро шло к свадьбе. Голицын очень сильно переживал уход любимой женщины, умолял её вернуться. «Маша, ну какая тебе разница? И я Серёжа, и он Серёжа! Возвращайся ко мне», - писал он ей. Но Мария была непреклонна. Молодая семья уехала в Нальчик, где и родилась их первая дочь - Надя. Наша Ляля.
Жену украли из номера
То, что Надя Киселёва невероятно талантлива, все поняли довольно быстро. Отец умер, Наде, как старшей из детей, надо было помогать матери содержать семью. Они вновь жили в Москве, и Мария работала в цыганском хоре. А Ляля была при ней - сидела в хоре как живое украшение. Однажды мать заболела, и кто-то из цыганок сказал 13-летней девчонке: «Давай-ка танцуй вместо матери!» И Ляля станцевала «венгерку» так, что ресторан взорвался восторженными криками. Дорога ей была одна - в актрисы. Поэтому, когда в 1930-е годы в Москве открылся театр «Ромэн», Лялю тут же взяли в труппу.
Руководить театром поставили знаменитого мхатовского актёра Михаила Яншина. Естественно, два таланта не могли пройти друг мимо друга… Михаил и Ляля поженились. В 1936 году на экраны вышел фильм «Последний табор», где Яншин и Ляля сыграли яркие роли. После этой картины Ляля проснулась звездой. Её стали называть «цыганской Любовью Орловой». Тогда-то таборные цыгане и провозгласили Лялю своей Королевой.
Вот только семейная жизнь Королевы вдруг в одночасье изменилась.
- Это произошло в самом начале войны, - рассказывает Любовь Александрович. - «Ромэн» эвакуировали в Нальчик. В это же время туда на гастроли приехал МХАТ. Во мхатовской труппе тогда блистал Николай Хмелёв, игравший ведущие роли Алексея Турбина, Каренина и др. Всех актёров поселили в одной гостинице. В этой гостинице-то они и встретились - совершенно случайно. Когда Хмелёв увидел Лялю, его словно подменили. От природы сдержанный, замкнутый, он узнал, в каком номере живёт Яншин с женой, постучался к ним. А войдя, прямо на глазах у изумлённого Яншина подхватил Лялю на руки и со счастливой улыбкой на лице вынес из номера.
В конце 1942 года Яншин и Ляля разошлись. Ляля вышла замуж за Хмелёва, через год у них родился сын. Они назвали его Алёша - в честь Алексея Турбина из булгаковских «Дней Турбиных», одной из лучших ролей Хмелёва. А Михаил Яншин стал крёстным отцом их ребёнка. Вот только Лялино семейное счастье продлилось недолго. В 1944 году, когда МХАТ вернулся из эвакуации в Москву, Хмелёв начал репетировать сложную роль - Ивана Грозного. Он вообще тогда очень много работал, чуть ли не каждый вечер выходил на сцену. В конце концов от переутомления Хмелёва разбил паралич. Произошло это прямо во время генеральной репетиции, Хмелёв не успел даже снять костюма. Кто-то позвонил Ляле, рассказал о случившемся. Та прибежала в театр, кричала, рыдала. Но сделать уже ничего было нельзя.
Яншин не оставил Лялю, старался ей помочь, потому что по-настоящему любил её. Ляля осталась с маленьким ребёнком на руках, моталась по гастролям - надо же было зарабатывать деньги. Яншин возобновил в «Ромэне» несколько спектаклей с её участием. А в 1951 г. режиссёр Борис Вершилов ставит в «Ромэне» «Грушеньку» по «Очарованному страннику» Лескова. Это был Лялин триумф. Вся Москва ломилась в театр «на Лялю» - Грушеньку. На некоторое время Яншин даже переехал к Ляле, но из попытки начать совместную жизнь заново ничего не вышло.
- Ляля очень спокойно переносила свою славу, - продолжает Любовь Александрович. - Голову она ей не вскружила. Хотя Сталин, бывало, и на банкеты её в Кремль приглашал. Она ни перед кем не лебезила, но и не боялась никого. Помните, были знаменитые футболисты - братья Старостины? Не только они сами, но и их семьи пострадали от репрессий. Ольгу, жену Андрея Старостина (она, кстати, тоже цыганка была), сослали в лагерь. Ляля им много помогала. Мы постоянно то собирали какие-то посылки в Норильск, то шли навестить дочку Старостиных Наталью, которая осталась на попечении родственников.
Она вообще постоянно всем помогала. Дверь в её доме не закрывалась. Кто-то приходил забрать посылочку, кто-то - просто подкормиться. Если кто-то из поклонников дарил ей что-нибудь, тут же могла передарить это. А то и сама, сняв с руки браслет, отдавала какому-нибудь почитателю. Помню, бабушка очень её за такую широту души ругала…
Про Лялину щедрость чуть ли не легенды слагали. Однажды во время войны (Ляля вместе с фронтовыми концертными бригадами колесила по фронтам и тылам) на вокзале она увидела женщину. На руках у неё - грудной ребёнок, из одежды - тоненькая кофточка. Беженцы. Ляля сняла с себя пальто и отдала женщине. «У неё ребёнок, ей нужнее!»
…Годы шли, ролей в театре становилось всё меньше. И Ляля принимает решение уйти из «Ромэна», что она и сделала в 1972 году. Отсутствие работы она переживала очень тяжело. Старалась компенсировать это концертами, снялась у Лотяну в «Табор уходит в небо», сыграла у Волчек в «Современнике» - в спектакле «Эшелон». Но всё это было уже не то… А вот мужчины по-прежнему оборачивались ей вслед, когда она шла по Столешникову переулку. Даже в 60 лет - на каблуках, танцующей походкой…
Её похоронили в «Вишнёвом саду» - той части Новодевичьего кладбища, где лежат знаменитые мхатовские старики. Вместе с мужем - Николаем Хмелёвым. А 22 марта театр «Ромэн» вновь покажет ту самую «Грушеньку» - в честь цыганской Королевы по имени Ляля.