— Молодцы, что вы приехали, ребята. Вы даже сами не знаете, какие вы молодцы.
Но уже много лет никто из «ребят-однополчан» не поздравляет ее ни с днем рождения, ни с Днем Победы. Отчего-то все поспешили уйти не в срок. Не дожив, не доиграв… Евгений Леонов — в 67, Всеволод Сафонов — в 66, Анатолий Папанов — в 64. А Алексей Глазырин, ставший по сценарию директором завода, даже не увидел фильма: скончался за 17 дней до премьеры. В 48 лет…
И тут она узнала, что съемки… закончились
Представить себе на их месте других актеров невозможно. Говорят, только на Леонова специально писали роль. Да и то — для порядка — пробовали Николая Рыбникова. Вместо Глазырина могли быть мэтры Михаил Ульянов, Всеволод Санаев, Евгений Самойлов и даже… Эльдар Рязанов. На пробы к роли, сыгранной Сафоновым, приглашались Армен Джигарханян, Юрий Каюров, Леонид Кулагин, Виталий Доронин. С Папановым конкурировали Иннокентий Смоктуновский и Николай Гринько.
Ну а вместо Нины Ургант… Доброй, нежной, светлой… Разве можно представить на ее месте другую актрису? Людмилу Хитяеву? Ию Саввину? Нину Архипову?И даже несравненную Инну Макарову, на кандидатуре которой настаивало начальство «Мосфильма», потому что ее пробы высоко оценила «сама Фурцева»?
Андрею Смирнову в ту пору было всего 29. Сценарий Вадима Трунина ему понравился сразу: молодой режиссер вырос в семье фронтовика, автора знаменитой «Брестской крепости». И с ветеранами был знаком не понаслышке... Стал ходить с заявкой на фильм по инстанциям. Но везде встречал от ворот поворот. Сказывались и молодость, и отсутствие опыта: в фильмографии тогда был всего один полный метр. Заинтересовался только прошедший войну Григорий Чухрай. Его экспериментальная студия сценарий приняла. А снимать картину самому Смирнову… не доверила. Даром что постановщика искали долго. По разным причинам все отказывались. В том числе Лариса Шепитько…
Даже когда поиски прекратили, ликовать Смирнову было рано. Чтобы фильм вышел, режиссер вынужден был идти на уступки. Спустя годы в книге «Лопухи и лебеда» режиссер назовет «Белорусский вокзал» «относительно успешным», не дошедшим до зрителя таким, как он задумывал.
Большая проблема возникла и с образом медсестры Раи. «Для картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет», — объяснял потом Смирнов. Этот свет он увидел в глазах Нины Ургант в картине «Вступление». Сегодня ее уже мало кто помнит. Но именно в этом фильме актрису заметили и отметили специалисты.
Между тем дирекция киностудии продолжала настаивать на Инне Макаровой. Хотя Нину Ургант и вызывали на пробы. Но прошел почти год, от режиссера не было никаких известий, пока Ургант не узнала, что съемки фильма завершены. Что ж, так тоже бывает, философски заметила актриса: пробоваться на роль — не значит ее сыграть…
Фурцева прислала телеграмму: «Я была не права»
Она не знала, что все это время Смирнов отчаянно боролся за нее. И за фильм в целом. В роли медсестры он видел только Ургант. И снял практически всю ленту. Кроме сцен с Раей. После этого он объявил дирекции: или будет Ургант, или он уходит из фильма… И лег в больницу.
Роль, сыгранная Ургант, стала победной и для нее, и для Смирнова. Пронзительный эпизод, в котором медсестра, только узнавшая о смерти командира, поет, глотая слезы, «Нас ждет огонь смертельный…», держит всю картину. Сильнейший по накалу, пробирающий до дрожи… Не будь его — что это был бы за фильм? А не будь этой песни Окуджавы, который поначалу вообще отказался что-либо писать?..
И вот уже и песня написана, и Ургант сняли. Но теперь она не решается исполнять: все-таки не певица. «Может, „Синий платочек“?» — предлагает робко. Какой платочек? Смирнову нужно, чтобы мужики рыдали. И в кадре. И за кадром…
Так и получилось. Плачут все. Вот уже 48 лет. И любят Нину Ургант исключительно за эту роль. Благодарят. Поздравляют с Днем Победы… Даром что на экране актриса появляется лишь в последние 20 минут. Текст роли скромный. Но… Что с того, если берет за душу?
Даже Фурцева повинилась перед актрисой, прислав после премьеры телеграмму: «Я была не права...»
Ни кино, ни театра, только болезнь
К сожалению, никто больше таких ролей Нине Ургант не дарил. А в том, что это был подарок судьбы, и сомневаться не приходится. Из шести десятков ее ролей за 55 лет кинокарьеры, пожалуй, только медсестра Рая — на все времена. Хотя и была еще картина «Премия» и Госпремия за роль. Но нельзя же, ей-богу, сравнивать заседание парткома с историей о ветеранах…
В последние годы Нина Николаевна не снимается. И даже не играет в родной Александринке. Вот уже 8 лет она живет с диагнозом «болезнь Паркинсона». Все 8 лет пытается лечиться. Но лекарства не помогают, как признавалась в интервью актриса. Мировые светила не нашли пока способа избавить людей от этого недуга. Остается только смириться. Принять как данность. И, несмотря ни на что, улыбаться, встречая на пороге сына и внука. Как говорила медсестра Рая:
— Ребята, давайте выпьем. За все хорошее. Хорошего было больше, чем плохого...
И то правда!